Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перечислить плату за загрязнение окружающей среды в бюджет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Кто обязан платить?.
О том, кто должен перечислять плату за загрязнение, сказано в п. 1 Порядка, утвержденного Постановлением N 632. Это предприятия, учреждения, организации, иностранные фирмы, физические лица, которые занимаются деятельностью, связанной с природопользованием. А именно которые:
- выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества от стационарных и передвижных источников;
- сбрасывают загрязняющие вещества в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещают отходы;
- по-другому оказывают вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Получается, что если деятельность так или иначе негативно влияет на экологию, то фирма обязана за это платить. Но насколько существенно должно быть такое воздействие? Если организация занимается вредным производством, то понятно, что она загрязняет окружающую среду. А если фирма оказывает, например, консультационные услуги, надо ли ей платить за загрязнение?
С этим вопросом мы обратились в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Именно эта служба с 2005 г. контролирует правильность расчета платы за загрязнение, начисляет ее, проверяет полноту и своевременность уплаты. Это установили Федеральные законы от 23 декабря 2004 г. N N 173-ФЗ и 174-ФЗ.
Как считают специалисты Ростехнадзора, перечислять плату должны все без исключения. Ведь у каждого есть хоть какой-то мусор.
Например, если у организации есть автомобили, значит, она загрязняет окружающую среду выхлопными газами. А консалтинговые фирмы выбрасывают, например, использованную офисную бумагу. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786, это твердый коммунальный отход (код — 9120040001004). Последняя цифра в коде — 4 означает, что отход относится к отходам IV класса опасности (малоопасные).
Содержание:
Что грозит, если экологический сбор не платить?
Итак, по мнению чиновников, перечислять плату за загрязнение должны все. Но правда в том, что штрафы за невнесение этих платежей действующим законодательством не установлены. Более того, начислить пени чиновники также не вправе. Причем это касается не только текущего периода, но и прошлых лет. А вот с недоимкой ситуация не такая однозначная.
Таблица «Тарифы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в 2019-2020 годах»
В постановлении № 193 от 13.09.2016, в последней редакции от 29.06.2018 содержится 159 наименований загрязняющих веществ для данной категории. Приведем наиболее часто встречающиеся в производстве. Ставки на 2019 год увеличены согласно вышеуказанного постановления на 1,04, по сравнению с 2018 годом.
На 2020 год, как было сказано выше, Правительство РФ планирует установить коэффициент 1,08 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду. Но пока не будем торопиться, а подождем, когда выйдет Постановление правительства РФ с установлением коэффициента на 2020 год. Как только соответствующий нормативный акт будет опубликован, мы внесем изменения в эту страницу, представив точные ставки на 2020 год.
Cрок внесения платы за 2017 год
Авансовые платежи за загрязнение окружающей среды в 2018 году организации и ИП (не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства) должны были перечислять по итогам каждого квартала. Срок уплаты – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал 2017 года платеж перечислять не нужно.
Авансовый платеж за каждый квартал 2017 года равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год. К примеру, сумма платы за 2017 год составила 190 000 руб. Значит, в 2017 году необходимо было перечислить следующие авансовые платежи (пункта 3 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ)
- за 1 квартал – не позднее 20 апреля 2017 года – 47 500 руб.;
- за полугодие – не позднее 20 июля 2017 года – 47 500 руб.;
- за 9 месяцев – не позднее 20 октября 2017 год – 47 500 руб.
Как вносить плату за загрязнение в 2018 году
В 2018 году платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды составляйте по общем правилам (как на уплату налогов и страховых взносов). При этом имейте в виду, что суммы платы отправляйте в банк одним платежным поручением (без распределения между бюджетами) на счета территориальных управлений Федерального казначейства (письмо Минфина России от 24.07.2008 № 03-06-06-04/1). При заполнении платежных поручений указывайте КБК Росприроднадзора: он является администратором бюджетных доходов в виде платы за загрязнение окружающей среды (приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды?
Российское законодательство (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ) предусматривает и категории организаций и ИП, которые не платят за загрязнение окружающей среды. Под действие закона попадают индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут свою деятельность на объектах IV категории опасности, на которых:
- отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
- отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду и в поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
- есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество не более 10 тонн в год.
Росприроднадзор присваивает определенные категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. То есть, если вам не известна категория опасности вашего объекта, то следует обратиться в Росприроднадзор с целью уточнения данных.
Обратите внимание, что экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды — это два разных платежа!
Общие моменты
Плата за негативное воздействие устанавливается в соответствии со статьей 16 Федерального закона №7-ФЗ, принятого 10 января 2002 года.
В качестве отчетного периода касательно платы за отрицательное воздействие на окружающую среду рассматривается календарный год, причем с 1 января 2018 года ежеквартальная оплата была отменена.
Таким образом, отчетность должна подаваться до 10 марта того года, который идет за расчетным, в то время как сама выплата должна быть внесена до 1 марта.
При этом стоит отметить тот факт, что 25% суммы, внесенной за пошлый год, нужно уплачивать в соответствии с определенными кодами бюджетной классификации, причем в процессе определения данной суммы учитываются те перечисления, которые были фактически переведены за четыре квартала прошлого года. За пропуск или неполное внесение авансовых платежей на компанию будут начисляться соответствующие административные взыскания.
Представление расчетов
Расчет массы нормативных и сверхнормативных выбросов согласовывается с органами экологии и охраны окружающей среды 1 раз в год в сроки представления финансовой отчетности.
Расчет суммы компенсации установленной формы представляется в территориальный орган экологии и охраны окружающей среды по месту размещения плательщика ежеквартально в сроки, установленные для представления финансовой отчетности.
Поскольку субъекты малого бизнеса сдают финансовую отчетность 1 раз год, то и расчет суммы компенсации представляется 1 раз в сроки представления годовой финансовой отчетности.
…и за что
На практике плата взимается за:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов (п. 1 Порядка).
За иные виды вредного воздействия, предусмотренные п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т.п., экологические взносы не уплачиваются: из-за отсутствия нормативов платы невозможно определить размер этих взносов.
Правовая квалификация экологических платежей
Правовая квалификация платежей за негативное воздействие на окружающую среду длительное время является предметом обсуждения.
Напомним, что 28 марта 2002 г. Верховный Суд РФ принял Решение N ГКПИ2002-178, в котором пришел к выводу, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 НК РФ.
В свою очередь, Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором. Данные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке. Следовательно, к ним не применяются положения Налогового кодекса РФ.
В настоящее время все чаще и налоговые органы, и Минфин, и судебные органы соглашаются с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом.