Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о СОУТ (специальная оценка условий труда)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
СОУТ: сроки проведения. Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера. Вообще рекомендуем придерживаться правила, что срок проведения СОУТ на новом рабочем месте составляет не более 6 месяцев со дня его создания. Такая категоричность подтверждена законодательно.Так, согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:
- безопасный труд своих работников;
- охрану труда своих сотрудников;
- информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
В то же время, согласно статье 219 ТК РФ, работник имеет право на:
- безопасные условия труда;
- получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.
То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства. В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.
Содержание:
12 месяцев
СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:
- в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
- меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.
Изменения в правилах проведения работ
Процедура контроля рабочих мест претерпела значительные изменения с момента принятия федерального закона № 426-ФЗ. Это связано с тем, что некоторые условия и правила пересматривались в ходе их применения для обеспечения наибольшей эффективности. Практическая реализация механизмов, предложенных в первоначальной версии закона, показала некоторые узкие места в этом вопросе, которые постепенно были отредактированы.
Кроме того, необходимо было учитывать и интересы бизнеса в ходе внедрения данной процедуры. Некоторые компании провели обязательную аттестацию рабочих мест незадолго до введения обязательной процедуры спецоценки. Заставлять их через короткий срок повторно тратить большое количество временных и финансовых ресурсов для выполнения по сути сходной процедуры было бы несправедливо и могло иметь негативное влияние на экономику. Поэтому для обеспечения учета интересов данной категории предприятий в реализации положений федерального закона № 426-ФЗ был предусмотрен переходный период.
Он предусматривал возможность использовать результатов аттестации рабочих мест при условии, что срок действия документации, подтверждающей ее выполнение, еще не истек. Однако такие переходные положения имели ограниченный срок действия: он завершился в конце 2018 года. Таким образом, с 1 января 2019 года спецоценка стала обязательной для всех без исключения компаний вне зависимости от процедур, проведенных ими ранее.
Сроки мероприятий по результатам СОУТ
Работодатель с момента утверждения отчета с результатами специальной оценки условий труда должен:
- не позднее 3 рабочих дней направить уведомление о фактическом утверждении отчета в ту спецорганизацию, которая провела оценку;
- не позднее 30 календарных дней провести ознакомление сотрудников с результатами СОУТ в письменной форме;
- не позднее 30 календарных дней разместить на сайте работодателя (при его наличии) информацию по результатам и списке мероприятий, направленных на улучшение условий трудовой деятельности.
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест
Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель. Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).
Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).
Как проходит специальная оценка условий труда?
Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:
- физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
- биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
- химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
- сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
- функциональная физическая нагрузка на организм и др.
Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.
По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления. Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда. Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).
Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.
Правовые последствия СОУТ
Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.
Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:
- Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
- Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
- Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
- Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
- Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
- Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
- Предоставление средств индивидуальной защиты.
- Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).
Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.
ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.
Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.
3. Оформление результатов
Работодатель, осуществивший СОУТ — специальную оценку условий труда, должен составить отчет и отразить в нем полученные результаты. Данный документ утверждается председателем комиссии и подписывается всеми ее членами (ч. 1, 2 ст. 15 закона № 426).
Далее работодателю необходимо:
- уведомить о проведенной СОУТ организацию-оценщика путем направления в ее адрес отчета (копии) не позднее 3 дней с момента его оформления и подписания (ч. 5.1 ст. 15 закона № 426);
- ознакомить персонал с итогами спецоценки под подпись, а также разместить информацию о проведенной СОУТ на своем сайте (если он имеется) в течение 30 дней с момента окончательного формирования и принятия отчета (ч. 5, 6 ст. 15 закона № 426).