Проверка сообщений о преступлениях. доследственная проверка полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка сообщений о преступлениях. доследственная проверка полиции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Доследственная проверка: порядок проведения.

До того как будет принято решение о возбуждении либо отказе в начале производства по уголовному делу, согласно требованиям статей 144-145 УПК, правоохранительными органами выполняется доследственная проверка заявления или сообщения о преступлении. Это необходимо, чтобы выявить, присутствует ли действительно состав правонарушения. Далее рассмотрим подробнее, каков порядок доследственной проверки.

Основные требования

Доследственная проверка осуществляется согласно правилам, изложенным в ст. 144 УПК. В ходе мероприятия орган дознания, дознаватель, руководитель уполномоченного отдела должны принять и установить достоверность сообщения о готовящемся либо уже совершенном правонарушении. Решение о дальнейших действиях должно быть принято в течение 72 часов с того момента, как поступило заявление.

Доследственная проверка осуществляется по:

  • Явке с повинной.
  • Сообщению или заявлению о правонарушении.
  • Результатам проведения какого-либо иного мероприятия, предусмотренного законодательством.

По завершении доследственной проверки выносится одно из следующих решений:

  1. Возбудить уголовное дело.
  2. Направить сообщение по подследственности.
  3. Отказать в начале производства.

Полномочия сотрудников

В ходе мероприятий должностные лица имеют право на:

  • Ознакомление с материалами доследственной проверки.
  • Истребование образцов для осуществления сравнительного исследования.
  • Назначение судебной экспертизы.
  • Получение заключения исследований.
  • Самостоятельное проведение осмотра места событий, документов и предметов.
  • Привлечение к расследованию узкопрофильных специалистов.
  • Поручение органу дознания осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

Исчисление сроков проверки сообщения о преступлении и порядок их продления

Шипунова Ольга Владимировна,преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г.

сроков проверки сообщения опреступлении и порядок их продления Аннотация.В статье рассматриваются процессуальныеособенности исчисления, соблюдения и продления сроков проверки сообщения о преступлении. Анализируются ранее действовавшие нормы УПК РСФСР 1960 г. Сделаны выводы по исчислению и продлению сроков проверки сообщения о преступлении.Ключевые слова: срок проверки сообщения о преступлении, процессуальный срок, исчисление срока, продление срока.Основные правила исчисления, соблюдения, продления и восстановления процессуальных сроков в уголовном судопроизводстве закреплены в ст.ст.

128, 130 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ). Рассмотрение сообщения о преступлении производится в порядке, предусмотренном ст.

144 УПК РФ. По общему правилусогласно ч.

1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.Таким образом, срок проверки сообщения о преступлении в уголовном процессе –это установленное законом время для совершения процессуальных действий и принятия процессуальных

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. 1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги)

Доследственная проверка упк рф 144

1.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. 1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги)

Общие сведения

Проведение доследственной проверки считается крайне важной стадией уголовного процесса. С этого этапа фактически начинается вся деятельность правоохранительной структуры по обнаружению, пресечению и предупреждению преступлений. Эта стадия связана с требованиями ФЗ, регулирующим оперативно-розыскную деятельность.

Основания для продления до 30 суток административное расследование

Лишь «при исчислении срока месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ», –определяет ч. 1 ст. 128 УПК РФ. Однако закон умалчивает о том, как быть с часамии сутками.

Внимание

На первый взгляд, данная норма похожа на досадную неточность, которых, к сожалению, немало в действующем УПК РФ. Поэтому велик соблазн просто не заметить этой разницы и продолжать делать по старому не учитывать текущий час и текущие сутки при расчете сроков (именно такое толкование дается многими следователями, дознавателями, органом дознания).

Однако расширительное толкование данной процессуальной нормы (распространение по аналогии правил исчисления срока месяцами на исчисление сроков часами и сутками) ухудшает положение личности и потому не желательно для собственно процессуальных сроков.

Общая характеристика стадий доследственной проверки.

В отечественном уголовном процессе стадия доследственной проверки (далее СДП) регламентирована относительно слабо, в сравнении со стадиями предварительного следствия/дознанения, или судопроизводства. Достаточно сказать, что в отдельных случаях вообще невозможно установить, когда именно доследственная проверка была начата, что бы определить предельные сроки ее проведения.

Впрочем, не вдаваясь в юридические тонкости, нам для темы публикации вполне достаточно решить, что предметом обсуждения являются проверочные действия правоохранительных органов, осуществляемые по какому-то конкретному (криминальному) событию с момента его совершения и до возбуждения уголовного дела.

Причем, в указанный временной промежуток входит и тот период времени, когда событие совершено, однако об этом факте известно только лицу его совершившему. Включение в предмет исследования этой стадии которая по очевидным причинам не может входить в стадию доследственной проверки по материалу, необходимо хотя бы потому, что известно немало случаев, когда работа защитника начиналась именно на этом этапе, для которого в отечественном уголовном процессе и названия-то нет.

Между тем вступление адвоката в защиту именно на этом этапе, дает защите максимальное поле для маневра. Такая ситуация возможна, когда лицо считающее что может стать объектом внимания правоохранительных органов, заранее обращается к адвокату, еще до того, как к ситуации вызывающей у него тревогу, проявили интерес работники правоохранительных органов.

Обычно, это может иметь место, когда доверитель считает, что совершил действия или бездействие, которые могут влечь за собой уголовное преследование и о котором может, в конечном счете, стать известно правоохранительным органам. Подобная превентивность возможна тогда, когда либо совершенное деяние имеет определенную «отсрочку выявления», либо такого рода «отсрочка» существует при установлении лица, его совершившего.

Высокая степень информационной неопределенности.

Следующая особенность работы защитника на стадии доследственной проверки- эта стадия характеризуется максимальной правовой и фактической неопределенностью и для стороны защиты и для стороны обвинения. То есть в момент начала доследственной проверки, и одна и другая стороны обладают минимумом информации по ситуации и причастным к ней лицам.

Именно на этом этапе идет стадия активного формирования следственной (вернее той, которая станет следственной после возбуждения дела) и защитительной версий, и соответственно именно на этом этапе у стороны защиты есть максимальные возможности оказать влияние на позицию следствия и… самим наделать самых серьезных ошибок. Само проведение доследственной проверки говорит о том, что в настоящее время следствие еще не располагает объемом сведений и доказательств необходимых для возбуждения уголовного дела.

На этой стадии для защиты важно прежде всего определиться- имеет ли место преступление и если да, то какое отношение к нему имеет подзащитный. Осложняет эту задачу тот факт, что пока еще не ясно, какой именно состав преступления отрабатывают правоохранительные органы. Упрощает – что и сами правоохранительные органы не всегда сразу понимают, с чем имеют дело.

Бывают и такие ситуации, когда подзащитный всерьез полагает, что может подвергнуться уголовному преследованию, однако при разборе обстоятельств выясняется, что для этого нет оснований (недостаточен размер причиненного ущерба, отсутствует умысел, обстоятельства находятся в сфере действия гражданского законодательства и пр. и т.п.)

Характерно, что на этой стадии могут «стрельнуть» такие доказательства, которые на предварительном следствии затерялись бы на общем фоне. Здесь особо важную роль играет в том числе и последовательность получения доказательств. Так имел место случай, когда очевидцами происшествия (кражи) по которому проводилась доследственная проверка, являлось несколько человек (строительная бригада) личности которых были известны.

Нормативная база доследственной проверки.

Следующая особенность стадии доследственной проверки, это нормативная база на основании которой она проводится и объем прав должностных лиц ее осуществляющих. Вообще ситуация с нормативной базой доследственной проверки довольно эклектичная. Работая на стадии доследственной проверки, следует в разные моменты времени учитывать и требования УПК РФ и закона «Об оперативной деятельности», и закона «О полиции» и КоАП РФ и пр. и пр. Естественно, приводить все нюансы в публикации нет смысла, главное заключается в том, что при анализе ситуации на стадии доследственной проверки не стоит думать ограничивая себя лишь нормами УПК РФ.

Таким образом, под рукой всегда надо иметь перечисленные нормативные акты, не стесняться обращаться к другим по мере необходимости и быть морально готовым к тому, что отдельные нормы права регламентирующие те или иные вопросы доследственной проверки, систематически между собой конкурируют.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.