Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Полис с ограниченным числом водителей.

В первой части статьи рассмотрим самый популярный вариант полиса — полис, в котором указан список водителей, допущенных к управлению.

При расчете стоимости такого полиса выбирается максимальное значение КБМ среди всех водителей. В этом вопросе ничего не изменилось.

Моменты на которые стоит обратить внимание

  • Пересчёт премии осуществляется за период, оставшийся до конца действия договора.
  • Если коэффициент бонус-малус для нового водителя больше, чем тот, что был применён при заключении договора ОСАГО, стоимость полиса пересчитывается с учётом КБМ нового водителя. Страхователю выдаётся новый бланк страховки после доплаты страховой премии.
  • При исключении водителя из числа лиц, допущенных к управлению, стоимость полиса пересчитывается в том случае, если на момент заключения договора КБМ этого водителя был больше чем у других. Страхователю возвращается часть денег за оставшийся до конца действия полиса период.

База КБМ АИС РСА

1 января 2013 года для учёта КБМ по ОСАГО была введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков (сокращённо АИС РСА), содержащая сведения о договорах ОСАГО, страховых случаях, транспортных средствах и их владельцах.

С января 2013 года была введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система ОСАГО и сегодня страховщик при продаже полиса обязательного страхования обязан внести все сведения о страхователе и его автомобиле в базу данных и проверить коэффициент «бонус-малус» (понижающий или повышающий коэффициент в зависимости от аварийности).

Таблица значений КБМ ОСАГО от РСА на 2020 год

Для удобства расчета стоимости страховки имеется Таблица с основными параметрами, которые влияют на цену. Это класс на начало каждого периода, значение коэффициента, применяемого при расчете суммы страхования и класс следующего периода начисления. На сегодня установлено 15 классов страхования водителей.

Рассмотрим подробно как проверить или рассчитать КБМ на примере Таблицы.

Без ДТП и аварий

Предположим, что первый год вы проехали без ДТП, приходите в вашу страховую компанию и уже ваш страховой Полис будет стоить дешевле на 5%, т.е. будет применен коэффициент 0,95. Новый класс уже равен 4. На последующий год без аварий еще пойдет уменьшение на 5% (итого 10%) и соответственно КБМ равен 0,90. Класс 4+1. И так далее смотрим вниз на столбцы и строки Таблицы;

Раньше КБМ устанавливался на момент оформления ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП, а теперь?

С 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год (1 апреля), и в течение года он не пересматривается, даже если водитель покупает новый полис ОСАГО на другой автомобиль.

Например, вам присвоили определенный КБМ, и вы 2 апреля 2019 года купили страховку, после чего вы стали виновником ДТП, ваш автомобиль оказался серьезно поврежден и вы решили не восстанавливать его, а продать на разборку. А спустя пару месяцев, летом 2019 года, вы купили новую машину и оформляете новый полис ОСАГО. Теперь если вы обращаетесь в страховую компанию до 31 марта 2020 года, то случившаяся авария не пойдет «в зачет» при расчете стоимости полиса ОСАГО, а будет применен тот же коэффициент, что был установлен с 1 апреля 2019 года и использовался при оформлении ОСАГО 2 апреля 2019 года еще до вашего ДТП.

А вот уже в момент присвоения вам нового КБМ 1 апреля 2020 года уже будут использованы данные о ДТП и о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС РСА за год.

Если вы стали виновником ДТП, то чтобы сэкономить на полисе по новым правилам мы советуем перезаключить договор ОСАГО на несколько дней раньше окончания расчетного периода, то есть до 1 апреля следующего года, когда ваш КБМ еще не повысится, за счет учета вашей аварийной езды.

Какую максимальную скидку на ОСАГО я смогу получить за безаварийную езду?

За каждый год безаварийной езды скидка на полис увеличивается на 5%, при этом максимально возможная экономия при оформлении страховки — 50% (коэффициент 0,5). Такой коэффициент можно получить на 10-й год безаварийной езды.

Обратите внимание, что максимальная надбавка за высокую аварийность, повышающая коэффициент «бонус-малус», а значит и стоимость полиса = 2,45, такой КБМ у вас получится если вы стали виновником ДТП трижды (и больше) за один год.

Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько водителей

Если список застрахованных водителей по ОСАГО состоит из нескольких человек, при расчете учитывается наибольший КБМ. К примеру, если у двух водителей накоплена скидка 40% (КБМ=0.6), а у третьего – 10% (КБМ=0.9), то стоимость ОСАГО будет рассчитана с учетом скидки 10%. В случае, если кто-то из застрахованных водителей в течение года будет признан виновником ДТП, то вырастет лишь его КБМ. Остальные вправе ожидать увеличения скидки на 5%.

Если договор ОСАГО оформляется на условии неограниченного круга лиц, допущенных к управлению, то учитывается КБМ владельца транспортного средства.

Важно помнить

КБМ не привязан к автомобилю. Если Вы продаете старый автомобиль, и решили купить новый, то Ваша скидка сохранится. Рассчитывать на скидку по ОСАГО можно при условии, что новый полис вступает в силу не раньше окончания срока действия предыдущего, а также, если с момента его окончания не прошел один год. Т.е. вы продали автомобиль в январе 2014-го года. Страховка на него еще действовала до июня 2014-го. Скидку на ОСАГО на новый автомобиль Вы сможете получить только в июне 2014-го. Если полис оформляется до этого, к примеру, в марте, для расчета ОСАГО будет применен КБМ на начало действия предыдущего полиса, без дополнительной скидки.

Если Вы накопили скиду, а потом по какой-либо причине не страховались по ОСАГО, то Ваш КБМ будет храниться в базе данных не более одного года с момента окончания срока действия последнего договора ОСАГО с Вашим участием. Спустя год скидка аннулируется, и Вам будет присвоен начальный 3 класс (КБМ=1).

Что такое КБМ?

КБМ (другое название — скидка за безаварийную езду) представляет собой показатель, который влияет на цену страхового полиса. Коэффициент может быть понижающим либо повышающим. Все зависит от аккуратности езды и числа аварийных ситуаций.

Страховая организация, осуществляя продажу ОСАГО, в обязательном порядке должна брать сведения о КБМ, которые содержатся в единой автоматизированной базе данных Российского союза автостраховщиков (сокращенно — АИС РСА). Если подобные сведения отсутствуют, тогда при выполнении расчета стоимости страховки, бонус-малус принимают равным единице.

Виды КБМ

Приведенные ниже понятия страховые организации активно применяют в своей работе:

  • «КБМ водителя» — это коэффициент, который присваивают каждому автолюбителю, имеющему допуск к управлению транспортом.
  • «КБМ собственника» — это коэффициент, который высчитывают для владельца страхуемого автомобиля.
  • «Начальный КБМ» — это коэффициент, который рассчитали для собственника машины на момент оформления полиса.
  • «Расчётный КБМ» — это коэффициент, который применяется для подсчета итоговой премии согласно страховому договору.

Для чего нужен КБМ?

Система коэффициентов бонус-малус предназначена прежде всего для стимулирования заинтересованности автовладельцев в более ответственном вождении. С каждой следующей аварией затраты на приобретение ОСАГО возрастают, а чтобы восстановить свой класс и получить скидку на страховку, потребуется немало лет безаварийной езды.

Кроме того, благодаря КБМ страховая компания определяет, насколько прибыльный или убыточный клиент ей достается. Если водитель замечен в многочисленных авариях, велика вероятность, что придется в очередной раз выплачивать страховку. А при отсутствии ДТП в течение нескольких лет, скорее всего, страховой компании не придется платить и в этот раз.

Следует также упомянуть о так называемом «эффекте франшизы», который возникает в процессе применения системы бонус-малус. Чтобы не испортить свою водительскую репутацию и не утратить свой класс и КБМ, автовладельцы нередко отказываются от обращения в страховую компанию за возмещением незначительных убытков от ДТП.

Как изменить неверный коэффициент бонус-малус?

Оформляя страховой полис ОСАГО или изучая информацию, содержащуюся в информационной системе РСА, можно столкнуться с тем, что заработанный бонусный КБМ не соответствует показателям безаварийной езды или даже полностью утрачен и приведен к начальному показателю 1. Прежде чем рассказать о способах решения этой проблемы, рассмотрим основные причины, которые могут привести к ошибкам в расчете бонуса-малуса:

  • Ликвидация страховой компании. В этом случае сведения о последнем договоре могли быть не внесены в базу данных РСА.
  • Ошибка персонала. Нельзя исключать и человеческий фактор. Сотрудники страховщика могли неверно ввести в систему данные о КБМ.
  • Путаница при наличии нескольких страховых договоров одновременно. Если на протяжении последнего года водитель был вписан в два полиса и больше, может возникнуть, к примеру, следующая ситуация. В одном договоре водитель один, а во втором — кроме него вписаны другие лица, у которых класс ниже. Поскольку КБМ по полису определяется по самому низкому классу, он может быть впоследствии ошибочно применен к водителю с более высоким коэффициентом.
  • Замена водительского удостоверения. В базе данных РСА могли остаться данные о старых правах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.