Материальная ответственность водителя при перевозке груза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальная ответственность водителя при перевозке груза». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Водитель опоздал на выгрузку, и перевозчик получил солидный штраф. Может ли работодатель взыскать его с водителя?.

Да, если сможет доказать факт нарушения водителем должностной инструкции и причинно-следственную связь между действиями работника и полученным штрафом. В этом случае полученный перевозчиком штраф является его убытком. Разумеется, в этом случае к водителю также применяется законодательное ограничение среднемесячным заработком материальной ответственности за ущерб.

Должна ли у водителя быть медицинская книжка?

Если это предусмотрено договором с перевозчиком, то должна быть. Дело в том, что в чистом виде договор перевозки встречается крайне редко, чаще всего договор квалифицируется как договор транспортной экспедиции со всеми вытекающими последствиями. Говоря очень упрощенно, если договором перевозчик обязуется оказывать хотя бы одну дополнительную услугу, то он автоматически превращается в смешанный договор, содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Это же относится и к условию договора о необходимости наличия медицинской книжки (а иногда и белого халата) у водителя. В этом случае перевозчик превращается в экспедитора, который обязан оказывать дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, предусмотренные договором.

Если же договором не предусмотрена необходимость наличия у водителя медицинской книжки, а грузополучатель отказывается принимать груз на этом основании, перевозчик может взыскать убытки (см., например, дело № А76-10824/2017).

Размещение и закрепление грузов в кузове автомобиля

Либо водитель участвует в этом процессе – проверяет размещение и крепление грузовых единиц в кузове, при этом несет ответственность за повреждения при транспортировке, либо на Вашем складе должна действовать «система качества», предусматривающая, тот факт, что груз будет размещен и закреплен в кузове максимально надежно.

Могу похвастаться – однажды загруженная моими подчиненными машина остановилась на обочине, но водитель не учел крутизну обочины и автомобиль плавно (!) лег на борт. После подъема автомобиля мы обнаружили, что повреждения продукции практически отсутствуют, при этом упаковка была самая простая, картонные ящики в стретч-пленке.

Правда, здесь заслуга не только работников склада – водитель принимал участие в размещении груза в кузове – контролировал процесс и выдвигал свои требования, которые были обязательны к выполнению.).

«Система качества» – это не так сложно.

Назначение ответственного за погрузку, размещение и крепление груза, и выполнение составленных инструкций, искать которые в интернете долго не придется. Кстати, рекомендую за основу взять «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства».

Кто получал грузы от европейских грузоотправителей (особенно от логистических операторов) – надеюсь, подтвердит мое мнение, что если повреждения груза при транспортировке и происходят (весьма редко), грузоотправитель в большинстве случаев согласен, что это произошло по вине его персонала, нарушившего технологию погрузки.

Заполнение ТТН

Я часто сталкиваюсь с интересным фактом: вне зависимости от размера компании и масштабов перевозок, в ней может не оказаться специалиста, владеющего умением правильно оформить комплект документов на перевозку. А недостаточно корректное оформление документов, сопровождающих груз, вызывает как минимум – сложности во взаимоотношениях с государственными контролирующими органами («проверка на дорогах»), и как максимум – отказ в возмещении ущерба страховой компанией при наступлении страхового случая. Поэтому считаю полезным напомнить основные правила оформления товарно-транспортных документов.

Небольшое вступление, которое всем должно быть известно

  • Организации (изготовители товаров, а также торгующие) могут перевозить грузы как собственным транспортом, так и пользуясь услугами организаций- перевозчиков, с которыми должен быть заключен договор перевозки.
  • По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную договором плату. Условия перевозки товаров и ответственность сторон по перевозкам определяются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством.
  • С транспортной организацией может быть заключен не только разовый, но и долгосрочный договор на перевозки на любой срок, например на месяц, квартал, год, или же стороны договариваются подавать разовые заказы (по любым каналам связи), принимаемые перевозчиком к исполнению.

Как действовать в форс-мажорных ситуациях?

Водитель-экспедитор — это довольно распространенная профессия в России на текущий момент, особенно на предприятиях малого и среднего бизнеса, где оптимизация накладных расходов требует совмещения отдельных изначально должностей водителя и экспедитора (представитель и защитник интересов грузовладельца, либо сторонний специалист, оказывающий логистические услуги грузовладельцу).

Причем каждая страховая компания может формулировать и понимать риски по-своему, дополнять стандартный перечень. Есть риски, которые страхуются по желанию заказчика и риски, которые не застрахуют априори.

Впрочем, именно эта обтекаемая формулировка и рождает массу недоразумений. Потому что закрытого перечня (или хотя бы ориентировочного списка) таких непредотвратимых обстоятельств она не содержит, а здравый смысл в то же самое время по данному поводу нашептывает: «Я не экстрасенс, чтобы предугадать, что случится со мной по дороге, так что если лично я сделал(а) все по правилам и никакой оплошности не допустил(а), то и спроса с меня никакого быть не может: по не зависящим от меня причинам, что называется…». Однако причастных лиц, удаётся найти далеко не всегда. И тогда ответственность в большинстве случаев возлагается на транспортную компанию.

Материальная ответственность водителя за груз

То есть профессиональный экспедитор не может не предполагать, что при транспортировке груза возможно его хищение и для его предотвращения требуется принятие дополнительных мер для обеспечения сохранности перевозки (в том числе страхование груза).
Однако судами такая логика при рассмотрении дел, касающихся возмещения ущерба за утерянный или испорченный груз в результате ДТП, поломки транспортного средства (и уж тем более кражи груза), не применяется.
Бывает так, что в рамках маршрута машина останавливается для до загрузки. Тогда может быть обнаружена так называемая кража сборного груза.
Совсем иначе развивалась бы ситуация в России, где принято ничтоже сумняшеся подписывать договор о полной материальной ответственности водителя за перевозимый груз. Итогом ситуации как с Range Rover стали бы выплаты штрафов длиной в полжизни.

У нас экспедитор не отрицает свою вину. Только взять с него нечего, контора типа «стол-ноутбук-стул». Единственное его преимущество — то что он зареген во Владимире. А в АС Владимирской области ездить удобнее, чем в Казань ( где зарегистрирован ИП-перевозчик ). Вот я и планирую применить альтернативную территориальную подсудность и подать на обоих, но во Владимирском АС. Единственно, чего я опасаюсь, что суд не признает перевозчика надлежащим ответчиком, и я потеряю кучу времени, пока буду подавать отдельный иск в Татарский АС.

Инструкция не должна противоречить действующему законодательству страны, в которой функционирует фирма-работодатель. Ее положения вступают в силу после двустороннего подписания трудового договора между сотрудником и нанимателем и занесением документа в базу предприятия.

Водитель-экспедитор категории «В» или «С» обычно должен выполнять такую работу:

Ответственность водителя-экспедитора

Работа водителя связана с большой ответственностью. И в странах СНГ, и в Западной Европе дальнобойщики рискуют стать жертвой мошенников.

В рамках данной статьи мы не будем обсуждать освобождение перевозчика от ответственности в случае, если несохранность груза обусловлена обстоятельствами, не зависящими от перевозчика.

В пределах установленной Работнику продолжительности рабочего времени режим труда определяется Работодателем в правилах внутреннего трудового распорядка, графиках работы и (или) иных локальных нормативных актах, приказах, распоряжениях по кадровым вопросам.

Если под управомоченным получателем лицом подразумевается агент, экспедитор или иной представитель получателя, то и в этом случае управомоченным на получение груза лицом остается лицо, указанное в транспортном документе, т.е. грузополучатель, так как агент, экспедитор или иной представитель получателя действуют от его имени и по его надлежаще оформленному поручению.

На такие уловки чаще попадаются молодые и неопытные перевозчики, — отметил Александр Комаров. — Необходимо помнить: водитель всегда должен быть на загрузке, потому что с того момента, как он принимает груз, он несет полную ответственность за него до того момента, пока он не сдал его получателю.

По результатам аттестации рабочих мест Работник занят в обычных (стандартных, нормальных) условиях труда. Гарантии и компенсации ему за работу в особых условиях не предоставляются.

Должностная инструкция Этот документ, как мы уже говорили, не может быть универсальным для всех транспортных компаний из-за разобщенности их сфер деятельности.

Настоящий трудовой договор вступает в силу с момента его подписания сторонами или с «__» _________ 20__ г. (ненужное исключить).

Ответственность водителя за груз по закону

Для работы экспедитором не обязательно иметь опыт. Достаточно закончить 11 классов и специальные курсы. Высшее образование по профилю приветствуется, особенно при работе на международных линиях.

Недавно порта AUTO.TUT.BY писал о дальнобойщике из Витебска Александре Кузьмине, который чуть не угодил на 12 лет в тюрьму из-за того, что в его полуприцепе среди груза из Ирана обнаружили 500 кг героина. Парень о нем даже не догадывался. Водителя в итоге оправдали, но до этого ему пришлось провести 22 месяца за решеткой в Азербайджане.

Водитель-экспедитор ответственен: За неисполнение, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (прописанных в должностной инструкции); за совершение в процессе своей деятельности правонарушений; за причинение материального ущерба.

Общие правила оформления товарно-транспортной накладной

  • Для организации (предпринимателя), осуществляющей перевозку груза, оформление и наличие у водителя путевого листа и перевозочных документов является обязательным.

Убыток взыскивается в полной мере, а не в размере одной зарплаты, если предприятие обратится в суд.

Работодателю потребуется доказать, что вина наступила из-за нарушения должностной инструкции, повлекшего за собой финансовый урон собственнику. Взыскание возможно в полной мере, даже если виновник уволен по статье или по собственному желанию.

Следуя судебному постановлению, исполнительный лист может быть отправлен на новое место работы или вручен лично для возмещения ущерба.

Согласно ТК РФ работника можно финансово наказать, даже если трудовое соглашение не содержит указание на материальную ответственность.

Ответственность

Любой сотрудник, в том числе шофер, несет дисциплинарную ответственность за нарушение норм и правил, принятых в организации в рамках ст. 192 ТК РФ. Ему можно объявить замечание или выговор, а при повторении проступка и уволить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.