Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оценивают ущерб при ДТП — правила проведения экспертизы автомобиля». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Назначение и проведение трасологической экспертизы при ДТП.
Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако, оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования).
Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии.
Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Содержание:
Что понадобится для проведения исследования?
Трасологическая экспертиза при ДТП проводится на основании следующих материалов:
- схемы аварии;
- полного комплекта документов, выданных сотрудниками ГИБДД;
- показаний самих участников происшествия, а также опроса свидетелей, если они были;
- фото- и видеоотчетов;
- пострадавших транспортных средств;
- результатов других экспертиз, если они были проведены.
Что исследует и выявляет экспертиза
ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.
Процедуры и методы автоэкспертизы после ДТП.
Трасологическая экспертиза при ДТП требует узкой специализации у специалистов, которые будут проводить исследование. Оно направлено исключительно на изучение следов на месте происшествия. Это дает возможность получить достаточный объем информации о случившемся и тем самым ответить на поставленные перед экспертом вопросы.
В ходе проведения трасологической экспертизы после ДТП специалист досконально исследует место происшествия, осматривает, фотографирует автотранспортные средства, которые стали участниками ДТП, а также проводит осмотр и фиксацию следов на месте события. Комплексный подход позволяет специалисту установить виновника ДТП, выявив его среди участников происшествия.
Вопросы трасологической экспертизы
Проведение независимой транспортно-трасологической экспертизы во многом связано с решением разного рода задач. И в первую очередь возникающие споры между сторонами, определение виновника ДТП, установление фактически причиненного вреда пострадавшей стороне. Этот вопрос является обычно самым актуальным и спорным при рассмотрении дела в суде. Эксперту МЦЭО предоставляется конкретный перечень вопросов, на которые специалист должен дать исчерпывающие ответы, изложенные в заключении.
Страховые компании после обращения страховщика за получением выплаты в связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием намеренно занижают суммы выплат, что не всегда устраивает заинтересованное лицо. В связи с этим возникает необходимость в проведении независимой транспортно-трасологической экспертизы для получения обоснованных выводов и заключений касающихся причины происшествия, а также установления и подтверждения факта невиновности владельца застрахованного автомобиля в произошедшем.
Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии
Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.
Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.
Экспертиза автомобиля после ДТП очень обширное понятие. Проводить ее могут как частные фирмы, независимые эксперты, так и страховые компании.
И если пострадал в аварии только автомобиль, то все гораздо проще, чем при травмах людей. Во втором случае помимо экспертиз для автомобилей будет проведена судмедэкспертиза.
Оценочная компания начинается с этапа, когда сотрудник органов правопорядка на дороге начинает составлять протокол.
Экспертиза повреждений автомобиля не должна затягиваться на срок более 5 дней. Однако, цифра эта у каждой фирмы-страховщика либо каждого эксперта разная. Главное, в погоне за быстротой суметь сделать правильный выбор.
Независимая оценка
Проводится по запросу сторон ДТП, если те считают нужным обратиться к третьим лицам для разрешения спора.
В случае выплат по ОСАГО/каско экспертизу может сделать сам страховщик. Но выводы такого специалиста часто занижают степень ущерба, что ведет к обращению к независимым экспертам.
По ходатайству сторон судебного спора, представлению ГИБДД или самого суда также может быть назначена экспертиза. Если прошение удовлетворено, эксперта выбирает суд.
Автотехническая экспертиза в общем случае – это проводимая специалистом диагностика автомобиля, в том числе необходимая для выяснения причин дорожной аварии с участием исследуемого транспортного средства. Проведение экспертизы при ДТП требует специальных навыков и опыта, поэтому проводится уполномоченными лицами и организациями. Круг задач не относится лишь к сфере автоаварий.
При экспертизе машины после ДТП проверяют:
- состояние пострадавшего автомобиля, его узлов и агрегатов, качество деталей, сборки авто;
- причины поломки узла машины;
- качество обслуживания или ремонта авто, поскольку неправильно проведенные над ТС работы могут привести к аварии;
- обстоятельства ДТП и причины, приведшие к аварии;
- оценивают стоимость ремонта машины и устранения дефектов после ДТП;
- устанавливают цену авто в том или ином состоянии на некоторый момент времени.
Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:
- участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
- проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
- собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
- уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.
Что это такое и чем регулируется?
Трасологическая экспертиза при ДТП – это выяснение обстоятельств, ставших причиной аварии.
Сотрудники трасологической экспертизы занимаются изучением оставленных машинами следов на месте ДТП, наружных повреждений на всех пострадавших машинах и других основных деталей, которые образуют всю картину аварии.
Трасология в дорожно-транспортных происшествиях играет очень большую роль при выяснении всей реальной ситуации и виновника аварии.
Кто проводит?
Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.
Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.
Внимание! Каждые 5 лет эксперт должен проходить курсы по переквалификации, которые будут подтверждать его процессиональные навыки.
На какие вопросы отвечает эксперт, проводя трасологическое исследование
Выполняя экспертизу, специалист должен решить задачи, которые поставлены перед ним. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтобы, после получения ответа на него, тот или иной факт становился очевидным.
Итак, эксперт-трасолог по оставленным следам может решать такие вопросы:
- повреждения нанесены исследуемым транспортным средством или чем-то другим;
- каким типом транспортного средства причинен ущерб;
- какими деталями соприкасались ТС при столкновении;
- к какому авто относятся оставленные на дороге следы, в том числе осколки;
- предполагаемый механизм столкновения и возникновения повреждений;
- какое направление и скорость была у ТС перед столкновением;
- как двигались автомобили перед взаимодействием и двигались ли вообще;
- в каком месте дороги случилось взаимодействие транспортных средств (а также наезд на пешехода, ограждение и т. д.).
Основываясь на ответах на указанные вопросы, эксперт может решить, могли ли повреждения возникнуть в результате исследуемой аварии, была ли возможность предотвратить столкновение, были ли нарушены правила движения (превышение скорости, пересечение сплошной) и другие подобные.
Методика проведения экспертизы по трасологии
Методика трасологической экспертизы – это совокупность методов, приёмов и средств, а также сведения о том, как правильно использовать эти методы и средства, для достижения оптимальных результатов исследования.
Общая методика одинакова для любого трасологического исследования. Она заключается в том, что исследуются отдельные микропредметы и их конкретные признаки. При этом методы изучения в целом одинаковы для любых следов.
Как проводится трасологическая экспертиза
Исследование следов в целом, как и любая криминалистическая экспертиза, выполняется в таком порядке:
- предварительное изучение;
- детальное расследование;
- оценка полученных результатов;
- оформление.
Вначале эксперт изучает переданные ему документы и разбирается в поставленных вопросах.
В первую очередь проводится общий осмотр автомобилей, их фотографируют, исследуют и фиксируют повреждения. Иногда может потребоваться снятие части деталей, для доступа к скрытым дефектам. По результатам осмотра определяется, как взаимодействовали предметы, а также соответствие повреждений на предметах.