Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях обжалование решения ФАС возможно внутри ведомства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Что должна содержать жалоба?.
Если посмотреть на образец обжалования решения ФАС, то можно обнаружить, что жалоба должна включать следующие пункты:
- информацию об антимонопольном органе, который нарушил законодательство в сфере государственных закупок;
- реквизиты документа, который должен быть рассмотрен вышестоящим ФАС;
- сведения о заявителе – ФИО (если физлицо), наименование организации (если юрлицо), адреса регистрации, контактную информацию, реквизиты, а также способ для осуществления обратной связи;
- аргументы и доказательства заявителя о том, что ФАС нарушили законодательство. Очень важно подкреплять доводы ссылками на законодательные нормы, которые были нарушены должностными лицами;
- перечень документов, которые прилагаются к заявлению.
Законодательством предусмотрено несколько способов направления заявления на обжалование решения комиссии ФАС:
- личное предъявление жалобы в антимонопольную службу;
- направление документа на электронную почту ФАС;
- отправка заявления посредством заказного письма через Почту РФ;
- подача заявления через МФЦ или портал Госуслуги.
Заявление на обжалование решений ФАС может быть возвращено заявителю в случае, если оно:
- нечитабельно;
- написано с использованием нецензурных слов;
- содержит угрозы, оскорбления.
Содержание:
Результаты обжалования решения ФАС в ФАС
Итак, после рассмотрения жалобы заявителя в законном порядке могут быть приняты следующие результаты:
- решение ФАС будет признано незаконным;
- доводы заявителя, указанные в жалобе, будут признаны частично справедливыми;
- в удовлетворение жалобы заявителю будет отказано.
Порядок обжалования решения ФАС
После проверки антимонопольной службы, ее представители выносят определенные предписания. Их нужно выполнить в оговоренный срок. Если исполнитель не согласен с результатами проверки, то у него есть несколько вариантов решения спорной ситуации. Первый шаг — жалоба в ФАС. Оформить и подать заявление следует в установленном определенном порядке. На период рассмотрения дела и до момента вынесения окончательного вердикта приостанавливается выполнение предписаний службы.
Если решить вопрос таким способом не удалось, то вы имеет право подать исковое заявление в суд на обжалование решения ФАС. Рассматриваются с участием компетентных органов власти не только определенные действия антимонопольной службы, но и ее бездействие. Подобные вопросы рассматриваются хозяйственным или арбитражным судом. Подобное обжалование решения антимонопольного органа в вышестоящий орган получит юридическую силу, если иск заполнен точно, предоставлены все материалы дела, собран полный пакет необходимых документов.
Процесс обжалования решения ФАС проходит в несколько этапов:
- досудебные слушания, сбор материалов дела;
- рассмотрение судьей жалобы;
- окончательный вердикт;
- выполнение предписаний суда.
Помощь адвоката по обжалованию решения антимонопольного органа
Борьба с монополистами дает возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Если вы не согласны с выводами ФАС, которые выносятся после официальных проверок, то обжалование решения антимонопольного органа в судебном порядке – выход из сложившейся ситуации.
Уже на первом этапе могут возникнуть проблемы, если вы не используете услуги квалифицированного адвоката. Самостоятельно заполнить многочисленные документы без ошибок проблематично. А если канцелярия обнаружит неточности, она вернет заявителю все документы. Вы потеряете массу времени.
Подобными спорами с антимонопольным комитетом занимаются юристы нашей компании — Вы можете воспользоваться услугами экспертов со стороны уже сегодня. Просто позвоните и мы начнем сотрудничество с Вами: профессионально, на выгодных условиях и в срок.
На сегодняшний день законодательством установлены два пути решения данного вопроса:
- в первом случае вы можете обратиться в УФАС с жалобой, аргументировав свою правоту и предоставив документальное подтверждение, ссылки на нормативно-правовые акты и т.д.;
- во втором – если первый (досудебный) метод не принес ожидаемых результатов – обратиться с исковым заявлением в судебный орган для обжалования постановления УФАС.
Обращение в вышестоящий антимонопольный орган России приостанавливает срок вступления в силу предписаний, выписанных проверяющими, и позволит, не доводя спор до судебного разбирательства, урегулировать вопрос непосредственно с контролирующим органом. При этом возможно избежать временных и денежных затрат (судебный процесс предусматривает оплату госпошлины, работу юристов). Но на практике часто жалобы предпринимателей остаются неудовлетворенными, и тут уже без суда не обойтись.
Как обжаловать акт антимонопольного органа
Территориальные подразделения Федеральной антимонопольной службы осуществляют контроль за правильностью осуществления закупок и соблюдением законодательства. Но и они порой ошибаются. Существуют два пути, как обжаловать решение ФАС:
- ведомственный — он предполагает обжалование по ведомственной линии, в вышестоящую инстанцию самого антимонопольного органа;
- судебный — через обращения в арбитражный суд по месту вынесения спорного документа.
Эти способы различаются не только по составу лиц, которые рассматривают обращение, но и процессуально.
Итоги рассмотрения жалобы
По итогам рассмотрения жалобы на решение апелляционная коллегия вправе:
- согласиться с мнением УФАС и оставить в силе его акт;
- не согласиться с позицией нижестоящего органа и отменить принятый им акт;
- изменить решение либо отменить его в какой-то части и усилить — в остальной.
Судебный порядок обжалования: основания для обращения
Основанием для обращения в суд могут быть:
- обжалование акта территориального органа ФАС, то есть заинтересованное лицо, несогласное с решением ФАС, вправе сразу прибегнуть к судебному порядку;
- обжалование решения коллегиального органа имеет место, когда сторонами был реализован ведомственный порядок обжалования решения, но его результат показался заинтересованным лицам неудовлетворительным.
Протокол о правонарушении
По факту произошедшего полиция обязана составить протокол. По сути, этот документ только фиксирует ситуацию (инцидент) ровно с точки зрения представителей власти.
Сам гражданин не обязан соглашаться с протоколом, поэтому у него есть право выбора. Если он не возражает, автоматически признается его согласие.
Если же он возражает по существу этого документа, имеет право отразить свою позицию в письменном виде, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.
Таким образом, протокол:
- не предъявляет гражданину никаких обвинений;
- соответственно, он не может быть обжалован – поскольку никаких претензий на данном этапе к человеку не предъявляется;
- более того – в этом документе сам гражданин может выразить несогласие и попросить внести эти сведения в его текст.
В документе всегда отражаются следующие сведения:
- Дата, место составления.
- ФИО, должность лица, которое составляет документ.
- Подробное описание правонарушения и обязательная отсылка на конкретную статью/статьи КоАП.
- Сведения о нарушителе – ФИО, дата рождения, пол, паспортные данные.
Стандартный бланк протокола представлен ниже.
Сроки обжалования
В большинстве случаев право обжаловать решение составляет 10 календарных дней с того дня, который следует за днем вступления постановления в силу.
Однако в силу определенных уважительных причин такой срок может быть восстановлен даже при обращении, например, спустя месяц:
- болезнь нарушителя;
- тяжелая болезнь его близкого родственника, ребенка, из-за чего ему пришлось ухаживать за ним;
- пожары, землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия;
- форс-мажорные события: грабеж, нападение, кража в квартире и т.п.
Во всех случаях решение о восстановлении сроков принимает вышестоящее лицо – например, начальник отдела МВД или вышестоящая структура МВД (или суд). Обязанность доказать факт уважительной причины лежит на гражданине – он должен принести документы из больницы, справки из полиции и т.п.
Сроки обжалования решения антимонопольного органа
По закону срок обжалования решения антимонопольного органа составляет три месяца. За это время необходимо передать суду все документы. Если вы не успеете сделать это, то предписания ФАС придется выполнять в полном объеме.
На время рассмотрения этого дела предварительное решение службы приостанавливается, его не нужно выполнять, но если окончательное решение не изменится, то предписание вступит в законную силу сразу же после завершения судебного процесса.
Обжалование решения ФАС в арбитражном суде
Хотя, как показывает такая практика эти сроки часто выходит за установленные временные рамки.
Стоит отметить, что согласно главе 24 АПК РФ заявитель не обязан доказывать незаконность решения ФАС, но лучше всего иметь свою четко аргументированную позицию по данному вопросу. Как только судом было принято решение с любым итогом, то копия его направляется в 5-дневный срок со дня его вынесения обеим сторон процесса.
Проверка ФАС и обжалование решений ФАС
Внеплановая проверка проводиться в случае поступления в антимонопольную службу сведений, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, обнаружения сотрудниками федеральной антимонопольной службы нарушений предпринимателями антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе.
На основании акта проверки, сведений из которых усматриваются признаки нарушения предпринимателем антимонопольных требований, федеральная антимонопольная служба возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства, которое рассматривается на комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Каковы основания для отмены или изменения решения (предписания)?
Данный вопрос является, без сомнения, ключевым. Согласно ч. 11 ст. 23 Закона о защите конкуренции основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства. Но что именно следует понимать под таким нарушением?
Можно предположить, что под основанием для пересмотра решения или предписания подразумевается противоречие логики применения антимонопольного законодательства при принятии оспариваемого решения (вынесении оспариваемого предписания) привычной логике применения тех же норм антимонопольного законодательства тем же или иным антимонопольным органом (территориальным или федеральным) при принятии решений, выдаче предписаний по делам о нарушениях антимонопольного законодательства или выдаче — в рамках своей компетенции и в установленном законом порядке — разъяснений (в адрес как неопределенного круга лиц, так и конкретного лица). Также основанием для обращения с жалобой и для пересмотра решения (предписания) может быть противоречие применения антимонопольного законодательства в акте территориального антимонопольного органа применению, отраженному в решениях и предписаниях коллегиального органа или его разъяснениях. Под антимонопольным законодательством (ст. 2 Закона о защите конкуренции) понимается как собственно антимонопольное законодательство, так и иные нормативные правовые акты, касающиеся защиты конкуренции.
Как можно заметить, такое основание для изменения или отмены обжалуемого акта сильно напоминает судебное надзорное производство, где одним из оснований для отмены (изменения) судебных постановлений является нарушение ими единообразия в применении и (или) толковании судами норм права. Поэтому спорным остается вопрос о том, что новая ведомственная процедура действительно является подлинно апелляционной по своему смыслу, однако с принятыми правилами нельзя не считаться.