Судебная практика в сфере пенсионного обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика в сфере пенсионного обеспечения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как успешно пройти выездную проверку фсс и пфр.

Суммы расхождений следует привести в таблице с разбивкой по нарушениям и отчетным периодам с указанием фамилии и инициалов застрахованного лица, по которому обнаружено занижение базы для начисления страховых взносов или суммы начисленных и уплаченных взносов. В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.

Если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные аспекты и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений по правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты страховых взносов.

Секреты проверок пенсионного фонда

Инфо

О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов. Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч.

5 ст. 38

Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ. Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации? Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить. Общий порядок выездной проверки Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-

Внимание

ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т.

е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР.

Разъяснения контролирующих органов

За период действия формы СЗВ-М контролирующие органы в лице ПФР, Минтруда и Минфина дали ряд разъяснений по вопросам заполнения и представления формы СЗВ-М (см. таблицу).

Вывод представителей контролирующих органов по вопросам представления формы СЗВ-М

Реквизиты документа

Работодатель обязан представлять отчетность по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества

Письмо Минтруда России от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846

Дополняющая форма СЗВ-М

Представители ПФР начисляют штрафы и тем страхователям, которые представляют форму СЗВ-М в установленный срок, а затем уже позже этого срока представляют дополнительные сведения. Сумма штрафа в подобном случае рассчитывается исходя из 500 руб. за сведения о каждом дополнительно представленном застрахованном лице.

Приведенная ситуация рассматривалась в Определении ВС РФ от 12.03.2018 № 306-КГ18-91 по делу № А72-9072/2017. Общество было привлечено к ответственности на основании абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде 2 500 руб. штрафа по факту представления дополняющей формы СЗВ-М в отношении пяти застрахованных лиц.

ПФР посчитал, что направление страхователем дополняющей формы СЗВ-М за пределами срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, свидетельствует о представлении неполных сведений о застрахованных лицах и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного абз. 3 ст. 17 упомянутого закона.

Суды всех инстанций пришли к выводу о необоснованном привлечении заявителя к ответственности в отсутствие его вины в совершении вмененного правонарушения. Суды учли факт самостоятельного выявления обществом ошибки и ее устранения путем направления дополняющей формы СЗВ-М в Пенсионный фонд.

Доводы Пенсионного фонда о правомерном привлечении заявителя к ответственности обоснованно не приняты судами как не соответствующие положениям Федерального закона № 27-ФЗ, которые допускают возможность страхователя дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах.

Аналогичные выводы сделаны в Определении ВС РФ от 26.03.2018 № 306-КГ18-1470.

Но опять же отметим, что территориальные органы ПФР штрафуют страхователей за представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М, если ранее застрахованные лица не были представлены. И доказать противоположное сегодня можно только в суде.

Размер пенсии: судебная практика

Пенсия представляет собой регулярные денежные выплаты гражданам при достижении ими определенного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других установленных законом случаях. Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного и страхового фондов, образуемых в качестве внебюджетных государственных фондов и страховых, частных пенсионных фондов предприятий.

Законодательно право каждого гражданина на получение пенсии закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Пенсионная система России включает в себя страховую пенсию, пенсию по государственному пенсионному обеспечению, накопительную пенсию и пенсию по негосударственному пенсионному обеспечению.

Наибольшее количество разногласий вызывает определение размера страховой пенсии. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» такая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховая пенсия по старости (до 2015 г. — страховая часть трудовой пенсии по старости) назначается застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого страхового стажа, а также минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Большинство судебных споров связано с отказом Пенсионного фонда включить в общий трудовой стаж работы гражданина, претендующего на получение пенсионного обеспечения по старости, конкретных периодов работы.

Необходимо отметить, что до начала в 2002 году пенсионной реформы основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка.

Дополнительной выгоды не будет

Истец обратился в суд с требованием об обязании произвести перерасчет пенсии по старости, обосновав требование тем, что для расчета пенсии более выгодным будет взять заработную плату за указанный период работы. Суд первой инстанции в иске отказал, истец решение обжаловал.

Однако Московский городской суд посчитал, что довод жалобы о том, что расчет пенсии исходя из заработка за требуемый истцом период будет более выгодным, так как заработная плата за этот период выше, чем в периоде, учтенном при назначении пенсии, не может служить основанием для отмены решения суда, так как отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составило 2,645 при максимально учитываемом 1,2, то есть заработок за любой другой период не приведет к увеличению размера пенсии.

ПФР проиграл все суды по штрафам за дополняющие отчеты СЗВ-М

Форма СЗВ-М представляет собой таблицу, где перечислены сведения обо всех застрахованных лицах: ФИО, номер СНИЛС и номер ИНН. Для успешной сдачи необходимо, чтобы сведения по всем работникам были указаны корректно. Если в отношении хотя бы одного сотрудника допущена ошибка (к примеру, указан неверный ИНН или СНИЛС), фонд отказывает в принятии отчета.

Работодатель вынужден исправить ошибки в СЗВ-М и предпринять еще одну попытку. Нередко вторая попытка не укладывается в установленный срок, и тогда инспекторы начисляют штраф. При этом величину санкции рассчитывают исходя из числа всех сотрудников, а не только тех, сведения о которых были исправлены. Страхователи с этим не согласны, потому что, с их точки зрения, при расчете штрафа должны учитываться только работники с исправленными данными.

Рассматривая подобные споры, судьи не могут прийти к единому мнению. Иногда они поддерживают инспекторов (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017; см. «Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М: сколько придется заплатить, если исходный электронный расчет не был принят из-за грубой ошибки»).

Предприниматель-страхователь

Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодателями – физическими лицами признаются в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Особенности регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями – физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) устанавливаются в гл. 48 ТК РФ. Трудовые отношения между предпринимателем и гражданином, поступающим к нему на работу (работником), регулируются трудовым договором, в который должны включаться условия, предусматривающие обязанность предпринимателя выплачивать в пользу работника страховые отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд РФ).

Порядок назначения проверки

Согласно п. 5 Методических рекомендаций документальные (выездные) проверки достоверности представленных предпринимателями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе работников проводятся на основании решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда РФ, которое оформляется в установленном порядке.

При вручении предпринимателю решения (постановления) о проведении документальной проверки проверяющим рекомендуется приложить перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц. Примерный перечень таких документов представлен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям.

Ответственность за допущенные нарушения

Ну вот, проверка закончена. Не исключено, что в результате ее проведения специалисты Пенсионного фонда РФ смогут обнаружить у предпринимателя отдельные нарушения законодательства в сфере ведения персонифицированного учета работников. Какая ответственность ждет предпринимателя в этом случае? Остановимся на этом подробнее.

Сколько может длиться проверка

Продолжительность выездной проверки — не более 2 месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее окончаниич. 11, 14 ст. 35 Закона № 212-ФЗ.

Кстати, проверяющие из ПФР и ФСС не обязательно придут в один день. Предположим, в графике проверок вы запланированы на июль. Нарушения «совместности» не будет, если, к примеру, ФСС провел проверку с 08.07.2014 по 31.07.2014, а ПФР — с 15.07.2014 по 22.09.2014. Ведь проверка начата обоими фондами по плану — в июле. Сроки проверки обоими фондами соблюденыПостановление 18 ААС от 30.01.2015 № 18АП-15396/2014. Это нам подтвердили и в ПФР.

“Действующее законодательство не обязывает проверяющих из фондов одновременно находиться на территории страхователя, заканчивать совместную проверку и выносить решение по ней.

Фонды согласуют между собой месяц, в котором они должны начать проверку того или иного страхователя. Как правило, вместе день в день они не приходят на проверку и не заканчивают ее”.

ДАШИНА Тамара Николаевна
ПФР

А вот если проверяющие из ПФР пришли к вам лишь через месяц после того, как закончилась проверка ФСС, то через суд можно попробовать признать незаконным и отменить решение ПФР о проведении проверки. Ведь при проведении такой отдельной проверки страхователю придется повторно организовывать рабочие места для проверяющих, отвлекать своих сотрудников от их повседневных обязанностей, чтобы подобрать затребованные проверяющими документы и дать необходимые поясненияПостановление 9 ААС от 05.11.2014 № 09АП-42456/2014.

Два месяца — не максимальный срок, поскольку фонды могут продлевать и приостанавливать проверку. И вот по каким основаниям.

Проверка в территориальном отделении ФСС и ПФР

По месту нахождения фондов выездная проверка может проводиться, если у страхователя нет места принять инспекторов у себя. Обычно это касается предпринимателей или компаний, у которых нет офисного помещенияч. 1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ.

Проверяющие из фондов уведомлением (форма 7)утв. Приказом Минтруда от 27.11.2013 № 698н вызывают к себе представителя страхователяп. 4.4 Методических рекомендаций и сообщают, где пройдет проверка. Как нам разъясняли специалисты из ПФР, они с коллегами из ФСС договариваются, в помещении какого из фондов будет организована ваша проверка.

Имейте в виду, что на проверку вне вашей территории вы обязаны представлять по письменному требованию подлинники документовч. 22 ст. 35 Закона № 212-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.