Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нет протокола из ПФР по отчету СЗВ-М — что делать?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Отказ в приеме деклараций по НДС.
Это не первый отчетный период, когда налоговые инспекторы отказывают в приеме декларации по НДС.Итак, на сегодняшний день 12 октября что мы имеем: СЗВ-М, отправленные 1 октября по разным компаниям и ИП около 15 штук до сих пор не приняты в ПФР. Декларации по НДС по нулевым компаниям тоже не приняты, отправлены 5 го числа.
По одной нулевой компании пришел отказ в принятии декларации, со ссылкой на статью 427, которая, как известно, никакого отношения не имеет к НДС. Прочитала ,что нулевые НДС теперь попадают в список подозрительных компаний. Компании, через которые сдаю отчёты разные: СБИС,Контур,Фельдъегерь (даже такой есть).То есть к ТКС это не имеет никакого отношения.
В общем, что происходит?
— Анастасия Перевалова
Налоговики придумали способ для борьбы с однодневками, но из-за него страдают многие порядочные налогоплательщики:
«По поводу НДС.
Сейчас перед тем как ввести декларацию, налоговые органы проверяют компанию и саму декларацию, если она попадает под подозрение, вам скорее всего придёт требование об уточнении, а может вообще не прийти, тогда нужно звонить в ИФНС, и они скорее всего вызовут вашего дира на беседу, и если после этой беседы их все устроит, декларацию введут. К сожалению, это новый способ борьбы с однодневками, от которого страдают нормальные компании» (Irina Filatova).
Содержание:
Определение понятий
СЗВ-М представляет собой отчетную форму, с помощью которой работодатели отчитываются перед пенсионным фондом о трудящихся у них застрахованных лицах.
Документ разработал ПРФ и ввел его в действие в 2019 году. Первостепенной целью внедрения данной бумаги является контроль над количеством трудоустроенных лиц пенсионного возраста. Их пенсии государство не индексирует. Получать их в полном объеме пенсионеры смогут лишь после увольнения.
Как проверяется отчет СЗВ-М в ПФР?
Полученные отчеты СЗВ-М в ПФР проверяются только с помощью специальной программы. Каждой обнаруженной ошибке присваивается определенное количество баллов. Критичным является наличие ошибок на сумму 30 и более баллов.
Такой отчет система, скорее всего, не пропустит. Страхователь получит отрицательный протокол.
Утвержденный перечень ошибок и критерии присвоения баллов содержатся в таблице в приложении к распоряжению правления ПФР «Об утверждении формата данных СЗВ-М» от 25.02.2016 № 70р.
Если протокол проверки из ПФР не приходит, узнайте, как поступить: «Нет протокола из ПФР по отчету СЗВ-М — что делать?».
Итоги
Отрицательный протокол по СЗВ-М чаще всего свидетельствует о том, что в форме есть существенные ошибки, требующие исправления страхователем. Вместе с тем иногда отрицательный протокол может быть получен и в результате технической ошибки в самой проверяющей системе ПФР.
Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета
Система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.
Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета.
Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев.
При этом налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов, свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС при образовании налогового разрыва по НДС.
В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.
Налоговый разрыв по НДС
Налоговый разрыв – это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.
Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период.
Цель поиска таких разрывов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска».
АСК НДС выявляет следующие расхождения:
1. Расхождение вида «разрыв»:
-
непредставление налоговой декларации организациями;
-
представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
-
отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
-
значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
- превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком – покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом — продавцом с операций по реализации.
Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).
Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.
Суть программного комплекса «АСК НДС-2»
С целью автоматизации камеральной проверки налоговых деклараций и выявления несоответствия сведений, заявленных покупателями в книгах покупок, сведениям, заявленным продавцами в книгах продаж, ФНС России запущена автоматизированная система контроля за сбором НДС «АСК НДС -2» (далее по тексту — «АСК НДС -2»). Принципом работы «АСК НДС -2» является сопоставление данных книг покупок и продаж поставщиков и покупателей и выявление так называемых «налоговых разрывов».
В случае выявления в ходе камеральной проверки несоответствия сведений, заявленных покупателем в книге покупок, сведениям, содержащимся в базе данных программного комплекса «АСК НДС -2» о продажах, заявленных продавцом в книге продаж, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или в установленный срок внести соответствующие исправления (п.3 ст.88 НК РФ).
Судебная практика по использованию налоговиками «АСК НДС -2»
Само по себе наличие расхождений между данными декларации налогоплательщика и данными налоговой декларации его контрагента не является признаком налогового правонарушения, а поэтому только на основании «налогового разрыва» у налоговиков нет оснований для привлечения налогоплательщиков к ответственности. Следует отметить, что ранее суды отмечали, что выводы налоговиков, основанные на использовании данных внутренней базы, содержат лишь справочную информацию для принятия решения должностными лицами налоговых органов о целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении конкретных юридических лиц. Например, ведение информационного ресурса «Риски» осуществляется в соответствии с Приказом ФНС РФ от 24.06.2011 г. №ММВ-8-2/42дсп@ «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «Риски», который носит гриф ДСП и свидетельствует о том, что данный информационный ресурс является внутренним ресурсом налоговых органов. При этом информационный ресурс «Риски» является внутренним (непубличным) информационным ресурсом, созданным для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе выполнения своих функций, факт включения юридического лица в ИР «Риски» не является однозначным показателем ее неблагонадежности.
А поэтому суды не признают сведения из внутренних информационных ресурсов надлежащим доказательством (Постановление АC Московского округа от 28.12.2015 г. №А40-43028/2015).
На сегодняшний день не сложилось обширной практики по использованию системы «АСК НДС -2». Однако имеющиеся решения свидетельствуют о том, что сведения, полученные с помощью «АСК НДС-2» в дальнейшем используются налоговиками для доказательства необоснованных вычетов по НДС, отказа в ликвидации компании.
НАПРИМЕР
Согласно информационному ресурсу «АСК НДС-2», позволяющему сопоставить данные книг покупок покупателя и продавца, отраженных в них счетах-фактурах, а также данных, представленных в инспекцию налоговых деклараций установлено, что вычеты, заявленные ООО «ИнноТехПро» не заявлены по контрагентам ООО «СМУ-3» и ООО «Кондвент».
При посреднической сделке составляется так называемая цепочка от покупателя к продавцу через журналы полученных и выставленных счет фактур посредников. Декларация по НДС, представленная ООО «ИнноТехПро», согласно «дереву связей» содержит счета фактуры, выставленные ООО «ВестРу», ООО «Центр-Е», ООО «Атриум» в адрес ООО «ИнноТехПро». Иных контрагентов (ООО «СМУ-3», ООО «Конвент») в представленной декларации ООО «ИнноТехПро» не заявлено. В отношении организаций ООО «ВестРу», ООО «Центр-Е» налоговой инспекцией представлены допросы руководителей, которые отказались от участия в деятельности организаций. ООО «Атриум» на момент проведения проверки была уже ликвидирована. Инспекцией в рамках поведения контрольных мероприятий проведен опрос представителя генерального подрядчика.
Что такое АСК НДС?
Федеральная налоговая служба (ФНС) проверяет уплату НДС с помощью автоматизированной системы контроля, которая называется АСК НДС.
Программный комплекс АСК НДС анализирует данные, указанные налогоплательщиками в налоговых декларациях, и следит за соответствием информации у всех контрагентов. Задача программы — определить, уплачен ли НДС с каждой проведенной сделки, и выявить компании, которые незаконно используют налоговые вычеты по НДС (фирмы-“однодневки”).
Функции программы:
· анализ деклараций;
· сверка данных компаньонов и контрагентов;
· автоматический поиск расхождений.
Для чего налоговая использует АСК НДС-3
Как отмечено выше, АСК НДС-3 – новый сервис ФНС, применяемый в тестовом режиме с 1 февраля 2018 года. Новая версия программы позволяет отслеживать движение денежных потоков по счетам как организаций, так и физлиц.
Обратите внимание, что с 2018 года банки тоже включили в работу АСК НДС-3, поэтому налоговая служба получает информацию с банковских счетов налогоплательщиков. С практической стороны это означает, что поиск взаимозависимых организаций и связанных с ними гражданских лиц перестал быть проблемой для ФНС.
Ответ:
Привлечение к ответственности правомерно. При этом, учитывая позицию судов, штраф за несвоевременное представление отчета по форме СЗВ-М из-за отсутствия электроэнергии в последний день представления сведений может быть в судебном порядке отменен или существенно снижен.
Обоснование:
Все страхователи не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным обязаны представлять в ПФР сведения СЗВ-М по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п, (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ), Письмо ПФР РФ от 07.06.2018 № 08/30755). Если срок представления СЗВ-М приходится на выходной, отчитаться можно в следующий за ним рабочий день (письмо ПФ РФ от 28.12.2016 № 08-19/19045).
Датой фактического представления СЗВ-М считается:
- дата представления, если отчет подан лично или через представителя;
- дата отправки из штемпеля почтового отправления, если отправлено почтой;
- дата отправки по телекоммуникационным каналам связи, подтвержденная оператором электронного документооборота или ПФР, если отчет представлен в электронном виде (п. 31 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н).
Ответственность
По общему правилу, размер штрафа составляет 500 руб. за каждое застрахованное лицо. Страхователя оштрафуют на эту сумму:
- если он сдаст отчет позже срока;
- если он сдаст отчет своевременно, но укажет в нем данные не по всем сотрудникам;
- если он сдаст отчет вовремя, но укажет в нем недостоверные сведения (например, неверный СНИЛС или ФИО сотрудника).
Кроме того, виновному должностному лицу придется заплатить от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).
Штрафа можно избежать, если организация устранит ошибки и несоответствия в течение пяти дней с момента получения уведомления об ошибках от ПФР. Также санкций не будет, если страхователь выявит и исправит ошибки самостоятельно, до того, как их обнаружит ПФР.
Такие выводы следуют из части 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и п. 39 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н.
Важно!
По мнению ПФР, без санкций можно исправить только ошибочные данные по тем сотрудникам, которые уже были в исходном отчете. Если же страхователь «забыл» про кого-то из работников, а затем сдал на него дополняющую форму, то наказания не избежать (письмо ПФР от 28.03.2018 № 19-19/5602). Причем даже в том случае, если организация обнаружила и исправила ошибку самостоятельно.
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения как в пользу страхователей (постановление 2ААС от 21.05.2018 № 02АП-2626/2018), так и в пользу чиновников (постановление 14 ААС от 28.04.2018 № 14 АП-10424/2017). Высшие судебные инстанции пока не высказали однозначного мнения по данному вопросу. Поэтому страхователю, который нашел «пропущенных» сотрудников, нужно быть готовым к уплате штрафа или к судебным тяжбам.