Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Когда явно не нарушив правила можно оказаться виноватым.

Стоит отметить каверзный пункт 10.1 ПДД, который устанавливает, что водитель должен двигаться со скоростью, позволяющей контролировать ситуацию, а при опасности тормозить вплоть до остановки.

Когда водитель не смог предотвратить аварию торможением, хотя имел техническую возможность сделать это, его действия (бездействия) считаются причиной происшествия, следовательно, он также признаётся виновником ДТП, и несёт ответственность за последствия, даже если второй участник явно нарушил правила. Поэтому будьте внимательны и аккуратны на дороге.

А если вы попали в ситуацию, что вас считают виновным из-за неправильно выбранной скорости и недостаточного торможения, необходима тщательная экспертиза, которая должна точно установить, мог ли предотвратить столкновение управлявший автомобилем. В подобных случаях счёт идёт на сантиметры!

Как вести себя в суде

В судебном процессе определяющее значение будет иметь обоснованность представленных стороной доводом в свою пользу, активность и правильность действий. Поэтому активно участвуйте в разбирательстве. Возможно, нелишним будет обратиться к опытному адвокату за помощью.

Порядок действий водителей при «обоюдке»

Чтобы степень виновности и нанесенный ущерб при «обоюдке» были правильно оценены, чтобы правомерно и объективно была рассчитана страховая сумма возмещения, участники аварии должны четко соблюдать определенный порядок действий, который прописан в ПДД.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Многих водителей интересует, если в ДТП обоюдная вина оплачивает ли страховая полученный вред?

Согласно, действующего законодательства выплаты по ОСАГО при обоюдной вине должны осуществляться! Так, п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО регулирует этот вопрос. На основании указанной статьи право на получение страховых выплат при возникновении обоюдной вины имеют сразу оба автолюбителя.

Страховые компании придерживаются порядка выплат 50/50. Это значит, что при автоаварии с обоюдной виной каждому автолюбителю будет выплачено 50% причиненного ущерба.

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими

Каждый из участников аварии будет нести ответственность за те повреждения, которые были причинены в результате столкновения другим. Если водитель нарушил правила дорожного движения, в результате чего пострадавшему был причинен вред легкой или средней тяжести, санкция назначается по КоАП РФ. А за причинение тяжкого ущерба здоровью при ДТП грозит уголовная санкция. К примеру, если виновник был пьян, ему грозит одно из следующих наказаний:

  • принудительные работы до 3 лет с лишением прав до 3 лет;
  • тюремный срок до 4 лет с лишением прав до 3 лет.

Что говорит закон?

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховщики платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что не обращение в суд в данном контексте предполагали бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховщиков возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Как поступать автовладельцам?

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховщика, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Как бороться с нежеланием виновника компенсировать ущерб

Судебное разбирательство подошло к концу, решение вынесено в вашу пользу. Вы ожидаете, что виновник ДТП компенсирует ущерб согласно букве закона, но что если он не торопиться этого делать?

После судебного решения каждый из участников спора получает постановление. Обычно бумаги поставляются в течение 10 дней. Если с этого момента позитивных изменений в поведении виновника не наблюдается, жертва может обратиться к судебному приставу. Служба судебных приставов занимается контролем за исполнением постановлений суда и воздействует на нарушителя проверенными методами.

Так, пристав может запретить нарушителю пользоваться его транспортным средством, изъять имущество, находящиеся во владении должника и так далее.

При этом, пострадавшей стороне стоит почаще связываться с приставом и спрашивать, как идут дела. Это простимулирует работников службы заниматься вашим делом активнее и старательней.

Исполнительное производство будет продолжаться до тех пор, пока задолженность нарушителя не будет полностью погашена.

Если вам не посчастливилось и вы стали участником происшествия на дороге, у виновника которого нет полиса ОСАГО, он просрочен или поддельный, попробуйте избежать долгих судебных тяжб. Люди – существа разумные, и могут найти общий язык в любой ситуации. А судебные разбирательства могут отобрать у вас несколько лет жизни, и при том не увенчаться успехом.

Если уж вы решились на подачу искового заявления, очень внимательно оформляйте все бумаги. Ваш успех в данной ситуации зависит именно от правильности составления документов.

Возможно, обратиться к профессиональным юристам – лучший выбор для потерпевшего в ДТП. Будем рады, если пошаговые алгоритмы действий из этой статьи помогут вам.

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.