Договор коммерческой концессии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор коммерческой концессии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Договор коммерческой концессии.

Юридическая характеристика договора коммерческой концессии:

  • Форма договора: письменная;
  • Стороны договора: правообладатель и пользователь (франчайзер и франчайзи – это зарубежные варианты).

Правообладателем является лицо, обладающее комплексом прав, которые он передаёт в пользование другой стороне сделки. Это может быть юридическое лицо в виде организации или физическое лицо в виде индивидуального предпринимателя.

Так или иначе, обязательное условие для заключения договора франчайзинга — предпринимательская деятельность и использование прав, подлежащих передаче, в своей коммерческой деятельности.

  • Предметом договора является право на использование объектов права интеллектуальной собственности, (промышленные образцы, коммерческие тайны, торговые марки, ноу-хау и т.д.), а так же на использование объектов деловой репутации, коммерческого опыта;
  • Государственная регистрация договора франчайзинга обязательна – в Украине и России этот вопрос регламентируется ГК.

Государственная регистрация договора осуществляется тем органом, который регистрировал правовладельца (хотя в Беларуси , например, все договоры франчайзинга регистрируются в Национальном центре интеллектуальной собственности);

Пример договора франшизы

Чтобы яснее понимать суть договора коммерческой концессии, давайте рассмотрим его на конкретном примере.

Предприятие «А» (правообладатель) заключает с предприятием «Б» (пользователь) договор франчайзинга. Целью договора является «успешная реализация товаров и услуг на рынке Московской области и деловое сотрудничество сторон для достижения наилучших экономических результатов».

Регистрация договора коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации (ст.1028 ГК РФ). Она осуществляется в налоговом органе по месту регистрации правообладателя. Порядок регистрации таких договоров утвержден Приказом МНС России от 20.12.02 г. № БГ-3-09/730. На регистрацию нужно представить следующие документы:

1
  • Заявление о регистрации договора, подписанное заявителем.
  • Документ, подтверждающий полномочия заявителя на регистрацию договора (т.е.доверенность).
  • Копию документа, подтверждающего юридический статус сторон в качестве юридического лица или предпринимателя (т.е. для юридического лица – Устав).
  • Три экземпляра договора (прошитых, пронумерованных, без исправлений).
  • Два экземпляра описи представленных документов.

Если объект договора (товарный знак, знак обслуживания) зарегистрирован и охраняется в соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» , то договор коммерческой концессии проходит еще одну регистрацию в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков «Роспатент».

В отношениях с третьими лицами стороны договора вправе ссылаться на него лишь с момента регистрации. Регистрацию договора осуществляет правообладатель, но в договоре эту обязанность можно переложить и на пользователя (ст.1031 ГК РФ).

Государственной регистрации подлежат также договор коммерческой субконцессии, а также каждое изменение договора и прекращение договора в вышеуказанном порядке.

4. Вознаграждение и порядок расчетов

4.1. Вознаграждение за пользование комплексом исключительных прав устанавливается сторонами в виде фиксированных равных периодических платежей.

4.2. Размер одного платежа составляет _______________ руб.

4.3. Оплата должна производиться каждый месяц не позднее ____ числа путем перечисления денежных средств на счет Правообладателя.

Избирательность по договору концессии

Объектом хозяйственной деятельности, в отношении которых может быть заключен договор концессии, в первую очередь являются наиболее значимые объекты, связанные со строительством или разработкой полезных ископаемых. Например, для строительства метро, атомной электростанции или аэропорта необходимы, кроме огромных финансовых ресурсов, ещё и грамотные специалисты, с солидным опытом работы по осуществлению подобных проектов. Многие отечественные подрядчики не удовлетворяют подоным требованиям. В этом случае государство предоставляет зарубежной фирме право на строительство такого объекта за свои деньги и с использованием своих ресурсов (техника, материалы и механизмы, специалисты и т.д.). Взамен компания-концессионер получает право определенное время использовать сданный в эксплуатацию объект с целью получения прибыли, но не имеет на него права собственности.

Почему не аренда

Как уже говорилось выше, договор аренды и договор концессии имеют некоторые родственные черты, что позволяет неопытным юристам совершать роковые ошибки. Поэтому приведем два простых критерия, по которому договор концессии можно дифференцировать от договора аренды:

  1. Аренда – это платное использование уже построенного объекта недвижимости или другого имущества.
  2. Концессия – это сначала строительство объекта концессионером, а уже потом эксплуатация его определенное время с целью покрытия своих расходов на строительство, а затем и получения прибыли.

Концессионные споры

Для обеспечения беспристрастности судов, споры между концессионными партнерами, как правило, все разногласия и споры рассматриваются судами третьих государств. В договоре по желанию сторон может быть предусмотрен и другой порядок рассмотрения претензий.

Различия классической и коммерческой концессий

Рассмотренное выше партнерство государства и частной иностранной компании – это пример классической концессии. В этом случае государство выступает в роли концендента. Существует также «коммерческая концессия», где концендентом может быть любое лицо, юридическое или физическое. Например, в сети быстрого питания компания передает свои права на бренд фирмам-владельцам кафе и ресторанов. Вместе с брендом они также получают новые технологии и мировые стандарты. Концессионер заинтересован в этом, так как вкладывает в уже готовое современное предприятие только свои деньги, а взамен получает гарантированную прибыль. Концендент также получает максимальную прибыль в результате расширения своей торговой сети по всему миру.

Проверка франшизы

Прежде всего, франчайзи необходимо собрать наиболее полную информацию обо всех условиях выбранной франшизы. Такие сведения можно получить как от самого франчайзера, так и от действующих франчайзи сети, а также из иных доступных источников.

Как и при заключении любой другой сделки следует проверить благонадежность вашего контрагента. Необходимые сведения можно получить из открытых реестров на сайтах:

  • Федеральной Налоговой Службы,
  • Базы Арбитражных решений. В данной базе можно увидеть дела и решения по арбитражным спорам и спорам франчайзера с контрагентами, в том числе, с франчайзи,
  • Службы судебных приставов,
  • Федерального реестра сведений о банкротстве,
  • Некоторых других служб и инстанций.

Расторжение договора концессии

Только заключая договор франчайзинга, важно оценить возможность и основания досрочного прекращения договора для франчайзера и франчайзи. Во внимание принимается ответственность сторон в случае нарушения ими условий договора. Заключая договор, необходимо помнить о том, что войти в него всегда проще, чем выйти. Поэтому уже в момент подписания договора сторонам необходимо предусмотреть возможность неблагоприятного развития отношений и четко понимать последствия этого.

Факторы, влияющие на цену договора коммерческой концессии

К факторам, которые оказывают влияние на формирование цены договора коммерческой концессии, относятся:

  • затраты правообладателя, которые были произведены для получения конечного результата товарного знака, промышленного образца и т.д.;

  • затраты на обеспечение правовой защиты объекта интеллектуальной собственности;

  • затраты на рекламные кампании для целей раскрутки бренда;

  • стоимость страхования объекта интеллектуальной деятельности;

  • уровень правовой охраны объекта (одиночный патент, блок патентов, семейство аналогов и др.)

Что это такое?

Договором коммерческой концессии это соглашение, согласно которому правообладатель должен предоставить предпринимателю за вознаграждение в установленные сроки возможность пользоваться товарным знаком, а также другими правами, прописанными в сделке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.