Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 285.1 УК РФ Нецелевое расходование бюджетных средств». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Нецелевое расходование бюджетных средств.
В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.
Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям. Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены. Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает. Штраф для физических лиц – 2-50 тыс. рублей. Вместо штрафа возможна дисквалификация на срок 1-3 года. Ответственность для организаций – только штрафные санкции, которые составляют 5-25% от потраченной нецелевым образом суммы.
К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше). Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.
Наказание варьируется:
- При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):
- штраф 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
- принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
- арест до 6 месяцев;
- лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
- При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:
Содержание:
Ч. 1 ст. 285.1 УК РФ
Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к статье 285.1 Уголовного кодекса РФ
Комментарий под редакцией Рарога А.И.
1. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285.1 и 285.2 УК, помимо соответствующей закону деятельности властного публичного аппарата, посягают на отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, и на принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. ст. 1, 28, 38 БК).
2. Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В РФ существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 10 БК).
Комментарий к статье 285.1 УК РФ
1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере государственной власти и управления бюджетными средствами; дополнительный — отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства в сфере расходования бюджетных средств;
2) объективная сторона: действия, выражаемые в расходовании бюджетных средств субъектом преступления на цели, не соответствующие условиям их получения. Расходование по смыслу ст. 285.1 УК РФ — это любое перенаправление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов. Предмет преступления — бюджетные средства;
3) субъект: ч.1 и п.»б» ч.2 — должностное лицо получателя бюджетных средств, п.»а» ч.2 — группа лиц по предварительному сговору (несколько соисполнителей — должностных лиц соответствующего получателя бюджетных средств заранее договорившиеся совершить противоправные действия по расходованию бюджетных средств в крупном размере);
4) субъективная сторона: характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
В качестве обязательных признаков состава преступления указан крупный размер расходованных бюджетных средств (то есть если сумма превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.
Преступление считается оконченным с момента факта расходования указанных средств в размере, превышающем полтора миллиона рублей.
К квалифицированным признакам данного состава относятся совершение тех же деяний группой лиц по предварительному сговору (п.»а» ч.2 ст. 285.1) или в особо крупном размере, то есть если сумма расходования превышает семь миллионов пятьсот тысяч рублей (п.»б» ч.2 ст. 285.1).
Важно
Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.
В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.
Субъективная сторона
Преступник должен действовать с прямым умыслом. Цели и мотивы нарушителя не влияют на квалификацию его действий и состав преступления, но все же могут приниматься к сведению в ходе заседания по делу.
Субъектом нецелевого расходования бюджетных средств является должностное лицо их получателя. Получателем, в свою очередь, может быть бюджетное учреждение, имеющее право на эти деньги в соответствующий срок.
Судебная практика
В качестве примера предлагаем дело, которое рассматривалось Октябрьским районным судом г. Ростов-на-Дону, датируемое 9 марта 2017 года под номером 1-3/2017.
Гражданка П., будучи главным бухгалтером, имела доступ к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям по управлению и распоряжению средствами, размещенными на счетах Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Она отвечала за ведение бухгалтерской отчетности, контролировала движение материальных ценностей и сохранность государственной собственности.
Последствия нецелевых расходов
Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:
- Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
- главным распорядителем;
- распорядителем;
- получателем бюджетных средств.
При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.
Кто виноват
Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?
В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.
Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.
Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.
ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.
Состав преступления
К данной категории проступков будут относиться действия, направленные на реализацию бюджетных денег на цели, не обозначенные в утвержденном плане затрат, если это повлекло финансовые потери в особо крупном размере. Преступлением будут являться все действия, которые содержат такие обязательные элементы:
- субъект – совершеннолетний гражданин, который является фактическим получателем денег, и имеющий право подписи на расходных бумагах;
- субъективная сторона – преступление может быть совершено только в форме прямого умысла, то есть злоумышленник знал, что нарушает закон, и целенаправленно совершал проступок;
- объект – деньги государственного бюджета;
- объективная сторона – активные действия, направленные на израсходование сбережений на сторонние цели.
Преступление будет считаться совершенным с того момента, как завершится основная стадия деяния – подписание распорядительных документов на реализацию денег. То есть, выявлять материальный ущерб необходимо лишь для того, чтобы квалифицировать деятельность по разным частям уголовной статьи.
Злоупотребление служебным положением
Есть несколько составов уголовных проступков, которые граничат с понятием нецелевого использования бюджета. И правильная квалификация преступных действий гарантирует справедливое наложение санкции.
Таблица № 1 «Граничные составы преступлений и их главные различия»
Преступление | Отличительные черты |
Хищение бюджетных средств | Подразумевает использование денег на личные нужды, не связанные с работой предприятия. |
Коррупция | Получение денег от физических и юридических лиц (не от государства) на предоставление взаимной выгоды. |
Злоупотребление служебным положением | Смена порядка распределения бюджета из корыстных побуждений, а не из соображений практичности. |
Что характерно для таких проступков, их самостоятельная отмена должностным лицом не является основанием для освобождения лица от юридической ответственности.
Ук рф
Уголовная ответственность за растрату бюджета вне утвержденного плана наступает только, если были зафиксированы особо крупные размеры финансового ущерба.
Важно! Понятие особо крупного размера включает нецелевую реализацию денег в сумме свыше полтора миллиона рублей.
Так, за совершение такого проступка нарушителям может грозить:
- штраф, но не больше 300 000 рублей;
- принудительные работы на срок не больше 2 лет;
- арест на 0,5 года.
Кроме того, возможны и факультативные меры взыскания, такие как лишение права на занятие отдельных должностей или выполнения определенного рода деятельности на срок до двух лет.