Знайте свою аудиторию: особенности выступлений перед разными группами людей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Знайте свою аудиторию: особенности выступлений перед разными группами людей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Многообразие ежедневных контактов.

Существуют наблюдения над особенностями восприятия вузовских лекций студентами дневного отделения (теми, кто только учится) и вечерниками, для которых главное – работа. Выступление будет успешным и найдет свой от­зыв в аудитории только, если его цель будет понята и принята слу­шателями. Если же вы просто «отбываете повинность» и вы­ступаете только потому, что «так надо», то слушатели это быстро поймут и ос­танутся в лучшем случае равнодушными.

Бизнес тренинг (тренинг): Успешные публичные выступления и презентация

Рекомендуется преподавателям, организаторам и слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, преподавателям и студентам вузов. Может быть полезно деловым людям, политическим и общественным деятелям, работникам средств массовой информации, а также всем, кто интересуется практической психологией.

Детская аудитория не обладает структурированной логикой. Некоторые стили мышления им полностью непонятны. Словарь детей, независимо от объема, все еще находится на стадии формирования. Вы должны использовать конкретные, простые слова с четким значением. Больше, чем в любых других ситуациях, вы должны иллюстрировать свое выступление историями, сказками и притчами.

Очень полезная информация не только для учеников, но и для преподавателей. Согласна с Вами, уважаемая Елена Андреевна, что далеко не каждый взрослый (не говоря уже о детях) владеет ораторским искусством. Свобода речи напрямую зависит от глубины знаний по теме. Поэтому ребята должны детально проработать тему (конечно, насколько это возможно). Спасибо за Вашу работу.
Сегодняшние дети очень отличаются от тех, которые были двадцать или тридцать лет тому назад. В наши дни, благодаря развитию средств коммуникации и их доступности, дети лучше информированы, обладают большими социальными знаниями и более критично настроены к любым объяснениям.

Виды публичных выступлений по форме

Несмотря на то, что в подобном мероприятии преобладают монологи, это общение нельзя назвать односторонним. Весь процесс организовывается ради аудитории, ведь именно она — инструмент для достижения ораторской цели. Поэтому обратная связь не менее важна.
В идеале в начале официального представления спикера описываются его достижения. Затем оглашается тема или название презентации. И наконец, сообщается имя выступающего. В зависимости от темы и длительности выступления представление может быть кратким или развернутым.
Возможную реакцию аудитории на будущее выступление можно предугадать, заранее составив социальный портрет слушателя: социальный состав аудитории (если она неоднородна, нужно выделить наиболее многочисленные группы); количественный состав аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек); приблизительный возраст слушателей; круг особых интересов аудитории и набор «запретных тем», обсуждение которых в данной аудитории нежелательно; характер образования аудитории, вкусы, пристрастия, потребности.
Классификаций видов публичных выступлений существует много. Разделение производят по различным признакам. Самой популярной принято считать группировку видов публичных выступлений по цели.

Процесс подготовки к выступлению

Эта тактика позволит создать у каждого слушателя впечатление, что вы будете выступать именно для него, и даст сигнал для аудитории к управлению своим вниманием; рассматривая аудиторию, еще раз подкорректируйте ее социальный портрет, созданный на этапе подготовки выступления. При этом скройте ваше «исследование» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброжелательным приветствием. Если ваше выступление начинается в дружественной манере, даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

Подготовленность слушателей к теме речи – важный показатель, влияющий на подготовку оратора. Выступление перед аудиторией профессионалов потребует от докладчика личной включенности в комплекс освещаемых проблем. Хорошо подготовленные слушатели оценят свободное владение терминологией, убежденность выступающего в своих словах, ссылки на авторитетные источники, остаточно быстрый темп речи. Выступление будет более успешным, если докладчик позволит аудитории самостоятельно сделать выводы из сказанного. Подготовленные и образованные люди более требовательны к докладчику и следят не только за мыслями говорящего, но и за способом их выражения, а также за невербальным поведением.

Общение с публикой может быть спонтанным, но запланированные выступления практикуются чаще. В чем заключаются основные правила таких представлений?

При этом этому могут помочь сами слушатели. Для этого нужно на базе поставленных оратору вопросов построить новую базу для дискуссии или даже для проведения игрового диспута. Следует подчеркнуть тот факт, что если слушатели проявят хоть самую незначительную склонность к участию в обсуждении проблем, это будет означать, что они готовы к сдвигам во мнении.

Правила подготовки и основные приемы

Опытные ораторы при подготовке выступления соблюдают определенные каноны:

  1. Ответственно относятся к определению темы: она должна быть конкретной, не подразумевать большого количества информации, базироваться на опыте из жизни рассказчика или на требованиях заказчика либо соответствовать тематическому плану и учебной программе (для учителей и преподавателей).
  2. Продумывают и формулируют название, точно выражающее суть выступления. В заголовке используют понятные слова, избегают сложных терминов и длинных предложений.
  3. Определяют цели выступления для выступающего и для слушателей, которые прямо или косвенно доводятся до аудитории. Чаще всего речи произносят с целью:
  • информировать;
  • сформировать мнение;
  • изменить точку зрения;
  • оказать воздействие на сознание людей и побудить к действию.
  1. Подбирают, изучают и анализирует информацию из:
  • официальных источников,
  • научной и научно-популярной литературы,
  • справочной литературы,
  • статистических данных,
  • публицистики,
  • интернет-ресурсов.

Важно! Сведения берут из нескольких источников и тщательно обрабатывают.

  1. Анализируют состав предполагаемых слушателей и общую обстановку в помещении. Текст выступления составляется с учетом возраста, социального статуса и интересов аудитории (дети воспринимают информацию иначе, чем взрослые).
  2. Работают над содержимым речи:
  • составляют план,
  • отбирают материал,
  • подбирают стиль речи,
  • композиционно и логически выстраивают части выступления,
  • трудятся над написанием полного текста,
  • записывают тезисы и конспект сообщения (некоторые докладчики используют рассыпные или карточные конспекты).

Начало и окончание выступления перед аудиторией

Начало и завершение – самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив.

После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.

Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям. Грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям.

Установление контакта оратора со слушателями

Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.

Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.

Аудитория

Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.

При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.

Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих.

Признаки аудитории

Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:

  • однородность;
  • количественный состав присутствующих;
  • чувство общности;
  • мотив действия.

Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.

3. Одежда

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки — высокими, туфли — быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три — только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.

1. Хорошо знать материал

Первое и самое главное правило, которому стоит следовать, – это отличное знание вашего материала.

Проведите более подробное исследование, выберите несколько подтем, которые вас интересуют, для полной уверенности нужно хорошо разбираться в освещаемом вами вопросе и конечно, это не значит, что во время выступления вы должны использовать всю информацию по этому вопросу, просто знание сделает вас уверенней.

Также можно основываться на личных историях, немного юмора не помешает, это предаст вашему выступлению более непринужденный вид, а такую речь гораздо легче воспринимать слушателю, но тут главное знать меру и не переборщить с прибаутками и лирическими отступлениями типа: «А вот когда я был маленьким…»

3. Узнать зрителей поближе

Постарайтесь узнать свою аудиторию, то есть, людей, которые будут вас слушать.

Перед выступлением, если позволяет время и условия, прогуливаясь по залу, вы можете познакомиться с людьми, представить себя, задать им несколько вопросов, чтобы узнать о них немного больше, составить свое мнение, таким образом, во время выступления вам будет легче смотреть в зал и ощущать себя среди знакомых людей. Также вы сможете избегать щекотливых вопросов и тем, зная, что это может вызвать неоднозначную реакцию в зале.

Успешное начало

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

4. Выступление

Теперь, когда вы написали хорошую речь, чувствуете себя более уверенно по поводу публичных выступлений и отрепетировали — вы готовы выступать. А еще есть некоторые советы и приемы, которые можно использовать в день вашего выступления, чтобы оно прошло более удачно. Помните, что вы выступаете с презентацией перед живой аудиторией в определенном месте и в определенное время. Это значит, что вам необходимо учесть некоторые особенности обстоятельств вашего выступления, о которых выступающие онлайн не беспокоятся. Некоторые общие проблемы для публичных ораторов включают в себя:

  • Аудитория сможет услышать меня?
  • Имеется ли там оборудование, которое мне нужно?
  • Хватит ли там места для всех моих слушателей?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.