Двойной обгон: Как это происходит и что за него грозит?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Двойной обгон: Как это происходит и что за него грозит?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Какие бывают исключения?.

Существуют исключения и для такой ситуации. Если водитель двигался по проезжей части с более чем двумя полосами, а автомобиль перед ним начал совершать обгон, то есть возможность осуществить этот же маневр по левой (свободной) полосе.

В этой ситуации выезд на встречную полосу будет исключен, а потому, поскольку опережение выполнилось по всем правилам, оно не будет квалифицироваться как нарушение ПДД. Более того, в правилах и вовсе нет никаких запретов, которые тем или иным образом касаются опережений.

На перекрестке

Можно ли обгонять на перекрестке? При ответе на данный вопрос предварительно следует выяснить, какой перекресток находится перед водителем.

Все перекрестки, согласно ПДД подразделяются на два вида:

  • регулируемые. На таких перекрестках приоритетность движения определяется сигналами светофора или жестами регулировщика;
  • нерегулируемыми. На перекрестках отсутствуют светофоры и регулировщики, а очередность проезда автотранспорта определяется водителями самостоятельно в соответствии с установленными перед перекрестком дорожными знаками (неравнозначные нерегулируемые перекрестки, на которых одна дорога является главной, а другая – второстепенной) или правилом «помеха справа» (равнозначные нерегулируемые перекрестки).

Понятие «двойной обгон» подразумевает опережение сразу двух и более транспортных средств по полосе встречного движения, при этом обгоняющий автомобиль не возвращается на свою полосу после обгона первой машины.

Под этим понятием понимается также опережение автомобиля, который сам обгоняет другого ТС, а также когда автомобиль выезжает на встречную полосу за другим обгоняющим авто («паровозиком»), т.е. на встречной полосе единовременно обгон сразу нескольких машин совершает еще одно ТС.

В целом по правилам обгона в ПДД разработан целый раздел, причем в нем нет пунктов, запрещающих рассматриваемый маневр. Обязательным при совершении подобных маневров является обеспечение безопасности, запрет его выполнения в определенных условиях. Определенные правила поведения существуют и для обгоняемого транспортного средства.

Требования для обгоняющего

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

При пересечении траекторий обгоняющий будет в процессе обгона, данное требование нельзя игнорировать по отношению к поворачивающему.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

Требования для поворачивающего

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Что это такое

Чтобы определить, что такой двойной обгон, прежде нужно отграничить само понятие обгона. Обгон представляет собой маневр, в результате которого одно транспортное средство опережает другое ТС или несколько ТС. Маневр включает три этапа.

В первую очередь осуществляющий обгон автомобиль с полосы на своей стороне перестраивается на встречную полосу, если трасса состоит из двух полос, либо на среднюю полосу, если она включает три полосы.

Обгон на дороге, включающей четыре полосы, не допускается. Далее по этой полосе машина непосредственно опережает одно или несколько ТС.

Участники нарушения

В случае двойного обгона одним ТС двух или более в маневре принимают участие как минимум три автомобиля. Из них один обгоняющий и определенное количество обгоняемых.

Нарушение в этом ситуации обычно допускает водитель ТС, совершающего обгон, поскольку именно он действует как активная сторона.

В свою очередь, опережаемые водители, предпринявшие действия с целью помешать обгону, также становятся нарушителями.

В ситуации обгона «паровозиком» также в наличии по меньшей мере три участника. Это первый обгоняющий, следующий за ним второй и обгоняемый.

В то же время паровозиком можно обогнать более одного автомобиля. Равным образом и в самом паровозике может быть более двух авто.

Нарушителем при таком двойном обгоне считается второй обгоняющий автомобиль (а также все движущиеся за ним).

Это обосновывается нормой, которая гласит, что транспортному средству запрещается начинать обгон, если ранее его уже начало другое ТС перед ним.

Обгон паровозиком очевидно предполагает, что сначала перестроение начинает первая машина, следующая непосредственно за обгоняемым транспортным средством.

Поэтому для второй машины, расположенной за первой, недопустимо уже после этого начинать аналогичный маневр.

Наконец, двойной обгон, при котором один автомобиль обгоняется вторым, а тот, в свою очередь, третьим, означает, что нарушитель появляется автоматически. В качестве такового выступает третий автомобиль.

В правилах установлено, что нельзя обгонять даже автомобиль, который подал сигнал о начале обгона. Тем более не допускается такой маневр по отношению к ТС, которое уже непосредственно производит обгон.

Какой предусмотрен штраф за нарушение

Наказание непосредственно за обгон (в том числе двойной) в законодательстве не установлено, несмотря на наличие запрета на данные действия.

В итоге выполнивших двойной обгон недопустимым образом привлекают к ответственности по статье за запрещенный выезд на встречную полосу. Это обосновано потому, что обгон обязательно должен включать переход на такую полосу.

Характер наказания определяется тем, зафиксировал его инспектор ГИБДД или установленная в месте нарушения камера.

Если автолюбитель был привлечен за обгон вследствие изображения, полученного с камеры, то к нему не может быть применено лишение прав.

Единственная возможная санкция — штраф, сумма которого составляет 5000 рублей. Она действует и при первом, и при повторном нарушении.

Сложнее система санкций, если нарушителя остановил сотрудник ГИБДД. При первом нарушении предусмотрена альтернативная санкция.

Автовладелец может быть наказан штрафом в том же размере 5000 рублей либо лишением прав на 4–6 месяцев. Решение принимает сам инспектор, оценивая обстоятельства дела.

Он выбирает штраф, если у водителя существуют смягчающие обстоятельства, перечисленные в КоАП. Снисхождение проявляют к нарушителям, которые зарабатывают на жизнь с помощью автомобиля.

В других случаях инспектор передает дело в суд, где у автовладельца отбирают права. При повторном нарушении, зафиксированном сотрудником ГИБДД, остается уже только один вариант наказания — лишение прав сроком на год.

Если совершить обгон через двойную сплошную, наказание не окажется более строгим. Санкции в этом случае совпадают с приведенными выше.

Где заканчивается действие

Помимо знания самого дорожного знака важно так же помнить о зоне, на которую распространяется его действие.

Действие знака начинается непосредственно за ним и оканчивается:

  • на первом перекрестке, расположенном по ходу движения автомобильного транспорта (часто используется в больших городах);
  • в конце населенного пункта, если по ходу движения отсутствуют перекрестки (ограничение существенно для деревень и иных населенных пунктов малой численностью);
  • после знака «Конец зоны запрещения обгона» (знак 3.21) или «Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям» (знак 3.23). Знаки выполнены на белом фоне. Изображение два автомобиля серого цвета перечеркнуты сплошными черными линиями. По форме знак так же круглый, а каемка – черная.
  • после знака «Конец всех ограничений» (на белом фоне расположены наклонные черные линии). Помимо отмены запрета на обгон данный знак так же отменяет наложенные скоростные ограничения, ограничения дистанции, запрет на остановку и стоянку, а так же подачу звукового сигнала;
  • по истечении расстояния, указанного на дополнительной табличке, расположенной ниже основного знака. Например, на рисунке ниже запрет на обгон распространяется на расстояние 600 м после соответствующего знака.

Что говорится в ПДД

Правилам маневрирования на проезжей части, в том числе обгону, опережению и встречному разъезду посвящена статья 11 Правил движения, которой устанавливаются:

  • обязанности водителя, которыми требуется руководствоваться перед совершением любого маневра;
  • ситуации, при наступлении которых запрещается выполнять такой маневр, как обгон;
  • заперты для водителей обгоняемого транспортного средства, в частности запрет на увеличение скорости, создание помех и иных видов препятствий автотранспорту, совершаемому обгон;
  • особые зоны, в которых обгон запрещается при любых условиях, в том числе и при отсутствии соответствующих дорожных знаков или разметки;
  • правила поведения водителей тихоходных транспортных средств, а именно необходимость занять водителем такого вида транспорта крайнее правое положение или полностью остановиться, чтобы не препятствовать обгону (опережению). Данное правило распространяется исключительно при движении вне зоны населенных пунктов.

Несколько слов о терминах

Как и на предыдущих занятиях, начать нам придется с терминологии. В пункте 1.2 Правил даны следующие определения, имеющие отношение к сегодняшней теме:

опережение – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства;

обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Опередить впереди идущее попутное ТС можно разными способами. Это зависит от того, на какой дороге Вы находитесь. Там, где есть несколько попутных полос, можно проехать с более высокой скоростью по соседней полосе, либо предварительно совершить перестроение на эту полосу (рис. 17-1).

Обгон поворачивающего налево и ДТП

Самый распространенный случай аварии при попытке обойти другой автомобиль – это обгон, когда идущий впереди поворачивает налево. При нарушении правил получается, что оба ТС устремляются навстречу друг другу и сталкиваются.

Виновным в этой ситуации могут быть как один, так и другой водитель, или оба сразу. Это зависит от обстоятельств:

  • По требованию пункта 8.1 ПДД перед поворотом нужно дать знать о своем намерении другим участникам движения. Это значит, водитель должен включить левый поворотник или сделать соответствующие движения рукой до того, как начать маневр. Если он проигнорировал необходимость или опоздал с сигналами, вина за ДТП возлагается на него.
  • В соответствии с пунктом 11.1 ПДД тот, кто управляет обгоняющей машиной, тоже обязан выполнить маневр определенным образом:

Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Он должен также соблюсти пункт 11.2 ПДД, то есть воздержаться от маневра при наличии запрещающих его выполнение условий. Нарушение обоих правил делает его виновным. Водитель второго авто не должен обгонять, если идущее впереди ТС уже начало поворачивать, или на нем включился соответствующий сигнал. Виновным автомобилист становится и в случае, когда машины по его полосе движутся плотным потоком, и отсутствует возможность вернуться назад.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.