Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая система Российской Федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Состав налоговой системы РФ.
Структура налоговой системы Российской Федерации предусматривает выделение уровней системы налогообложения и элементов налоговой системы, которые характеризуют эти уровни.
Налоговая система РФ состоит из уровней (ст. 12 НК РФ):
- федеральный;
- региональный;
- местный.
При этом каждый из уровней налоговой системы РФ состоит из определенных элементов, которые характеризуют этот уровень и обеспечивают выполнение .
К таким элементам можно отнести:
- налоги, сборы и страховые взносы;
- налогоплательщики, плательщики сборов и страховых взносов;
- налоговые органы;
- законодательство о налогах, сборах и страховых взносах.
При этом если первый элемент структуры характеризует исключительно один из уровней налоговой системы, то последующие могут одновременно принадлежать к разными уровням. Так, налогоплательщик может уплачивать одновременно федеральные, региональные и местные налоги, а, соответственно, один и тот же налоговый орган, где этот налогоплательщик стоит на учете, обеспечивают контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов на всех уровнях.
При этом каждый конкретный элемент в структуре налоговой системы может быть в дальнейшем детализирован. Так, в частности, применительно к федеральному, региональному или местному налогу такими подэлементами являются (п. 1 ст. 17 НК РФ):
- объект налогообложения (к примеру, реализация товаров, имущество, прибыль, доход);
- налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
- налоговый период (период времени, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается налог к уплате);
- налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Содержание:
Налоговая система: классификация налогов в РФ
Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:
- Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
- Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
- Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.
Основные термины налогообложения
Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
- объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
- налоговая база (ст. 53 НК РФ);
- налоговый период (ст. 55 НК РФ);
- налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
- порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
- порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).
«САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ»
Развитие экономики страны напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.
Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государством в установленном законодательством порядке.
Первые ростки налоговой системы появились в конце 1980-х годов, когда начали зарождаться другие формы собственности. Стали образовываться акционерные и совместные предприятия, а также предприятия с участием иностранного капитала.
В бывшем СССР при административно-командной форме государственного управления отсутствовала целостная налоговая система страны.
Первые ростки налоговой системы появились в конце 1980-х годов, когда начали зарождаться другие формы собственности. Стали образовываться акционерные и совместные предприятия, а также предприятия с участием иностранного капитала.
В силу специфики сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами.
Налоговая система россии и особенности ее построения
Функционирование налоговой системы в Украине связано с многими проблемами и разногласиями. По своей природе налоговая система является результатом эволюции налоговых отношений и детермінується многими специфическими факторами.
Ее существование обусловлено определенным этапом, которого достигло общественное правоотношение в сфере налогообложения.
Эта категория є своеобразной детермінуючою оболочкой, формой для действия налоговых механизмов в государстве, в котором вместе с тем влияние системы на ее элементы есть взаимосвязанным. Налоговая система в каждой стране есть одной из основ экономической системы.
Общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации
Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:
- федеральные налоги и сборы;
- региональные налоги и сборы;
- местные налоги и сборы.
Этот подход был сохранен законодателем и в НК.
Однако до 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, содержался в сохранявших свою силу нормах ст. 18–21 Закона об основах налоговой системы.
Нормы ст. 12–15 и ст. 18 общей части НК, посвященные определению видов налогов. взимаемых на территории РФ, до этого момента не действовали.
С 1 января 2005 г. система российских налогов и сборов определяется исключительно на основании норм НК. При этом на региональном и местном уровнях в настоящее время предусмотрена уплата только налогов и не установлено ни одного вида сбора. В настоящее время на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:
- НДС (гл. 21 Налогового кодекса)
1.1. Опыт реформирования налоговых систем в России.
В Российской Федерации, как и в других странах Содружества Независимых Государств, в начале 90-х годов проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогообложения, вытекающая из необходимости усиления регулирующей роли налогов, соответственно изменившимся в новых экономических и политических условиях задачам государства. При этом широко использован опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в результате чего налоговая система России получила ряд общих с налоговыми системами этих стран черт, что имеет значение для активизации и повышения роли России в мировом сообществе, расширения и углубления ее экономических связей со странами мира.
Это не первая налоговая реформа в стране. Значительные преобразования в области налогообложения производилось и прежде. Так важное значение для развития плановой экономики имела налоговая реформа, проведенная в 1930 году. К моменту ее проведения в систему государственных доходов СССР входило множество платежей. Эта система сложилась в период НЭПа и на первом его этапе отвечала особенностям многоукладной экономики и оправдывала себя, однако в последствии она пришла в противоречие с ростом и укреплением обобществленного сектора и формировавшейся плановой экономикой. Множественность платежей, в которой не было четкого разграничения между платежами предприятий обобществленного сектора и частного хозяйства, и существовавшая тогда многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях, усложнили процесс взимания платежей и контроль за их уплатой, увеличили расходы на эту деятельность, в результате они затрудняли проведение плановой политики цен и, в конечном итоге, — планирование отдельных отраслей и народного хозяйства в целом.
1.3. Принципы построения налоговой системы России.
Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.
Принципы российской налоговой системы можно представить следующим образом.
Налоги и сборы, носящие налоговый характер, в отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.
Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься:
на рынке товаров или факторов производства;
с продавцов товара или покупателей;
с домашних хозяйств или компаний;
с источника дохода или со статьи расходов.
Налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.
При использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения.
Налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны.
Налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам.
Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны.
2.1. Классификация налогов по различным признакам.
Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально-экономических задач. Постоянная и, как правило, растущая потребность государства в денежных средствах и стремление воздействовать с помощью налогов на социально-экономические процессы ведут к применению разнообразных видов этих платежей, влияют на их количество. История развития государств мира подтверждает это.